Консультация педагога-психолога

18.05.2021

ПОЗИТИВНЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ ПОЗИЦИИ В ВОСПИТАНИИ.


Для всякого ребенка важна нормальная жизнь дома, в своей семье, с людьми, которые его понимают и любят. Благополучно прожитое дошкольное детство – это залог и основа будущего благополучного и полноценного развития личности ребенка, его успешности в жизни, интересного и активного взаимодействия с окружающими людьми, плодотворного и ответственного освоения окружающей среды. Ведущую роль в организации необходимых условий для реализации и развития потенциала личности ребенка принадлежит семье, как ближайшему окружению ребенка. Именно от условий жизни ребенка в семье, от благополучия и полноценности внутрисемейных связей, удовлетворения потребности ребенка в эмоциональном общении с родными людьми, от успешных действий родителей по обеспечению необходимой развивающей среды для формирования возрастных новообразований, - зависит полноценное развитие ребенка и сохранение и укрепление его психического и психологического здоровья.

 Но, к сожалению, в действительности мы часто наблюдаем совершенно противоположную картину: семья может выступать как основной невротизирующий фактор, способствующий патохарактерологическому развитию личности ребенка. Отсутствие или недостаточность необходимого эмоционального общения, совместной игровой и продуктивной деятельности родителей и ребенка,  недостаточность позитивно окрашенных впечатлений от окружающего мира, совместных переживаний родителей и детей, непонимание и игнорирование родителями потребностей детей, непоследовательность и бессистемность в воспитательных воздействиях, а часто и аномальность родительских воспитательных установок, - все это приводит к задержке психического развития ребенка, к формированию деструктивных механизмов психологической защиты, что наблюдается в поведении как реакции негативизма, оппозиции, как протестные агрессивные реакции, невротические и истерические реакции. Из-за педагогической и психологической неграмотности родителей, их неустойчивой воспитательной позиции, родительской беспомощности в вопросах воспитания ребенка деструктивные реакции ребенка получают постоянное негативное подкрепление и закрепляются как характерологические черты личности, обуславливающие дальнейшее патохарактерологическое развитие личности ребенка, искажение системы ценностей, недостаточное развитие таких важных функций эмоционально-волевой сферы как способность к самоконтролю, соотнесение своего поведения с общественными, социальными нормами, с морально-нравственными критериями, самостоятельности, любознательности, познавательной активности. Да и сами морально-нравственные ценности не усваиваются ребенком, так как семья, внутрисемейные отношения не являются носителями этих ценностей, а ребенок усваивает именно образ жизни, стиль взаимоотношений, принятых в семье, а не отвлеченные правила, которые ему пытаются навязать часто опять же деструктивными способами.

Причем, чаще всего родители используют деструктивные способы воспитания не в силу каких-то патологических наклонностей, а просто от незнания и неумения правильно взаимодействовать с ребенком. Воспитательная неопытность и неуверенность обуславливает непоследовательность требований и педагогических воздействий, приводит к невротизации самих родителей и негативно влияет и на их отношения с ребенком.

 Поэтому нам представляется полезным ознакомить родителей с позитивными установками воспитания детей и тем самым помочь родителям создать свою конструктивную и позитивную воспитательную позицию по отношению к своему ребенку. 

 Основные принципы, определяющие успешность воспитания детей дошкольного возраста, которые были приняты в Международный год ребенка, помогут родителям создать необходимые и эмоционально комфортные условия для полноценного и благополучного развития ребенка, не нарушая при этом прав ребенка:

 - Люби своего ребенка! – радуйся его присутствию, принимай его таким, каков он есть,  не унижай его, не подрывай его уверенности в себе, не подвергай его несправедливому наказанию и не отказывай ему в                                               своем доверии – дай ему повод любить тебя. Для ребенка главными признаками того, что его любят, является «особое время вместе с мамой и папой», интерес родителей к его деятельности, их поощряющие улыбки и слова о том, что «его любят», тактильный (прикосновения, объятия) и зрительный контакт (глаза в глаза) со взрослыми.

 - Будь добрым примером для своего ребенка! – воспитай у него уважение к культуре своего народа, традиционным ценностям. Ребенку необходим такой домашний очаг, где уважают и любят стариков, где поддерживают тесные и искренние связи с родственниками и друзьями, где готовы мириться с недостатками другого человека и помогать в их исправлении.

Ребенок должен жить в такой семье, где придерживаются идеалов любви, веры, надежды, ответственности за свое поведение, - тогда у него будет формироваться чувство гордости за своих родителей.Хочу такой сайт

 - Играй со своим ребенком! – то есть уделяй своему ребенку необходимое время, разговаривай с ним. Играй с ним так, как ему нравится. Принимай его игры всерьез, войди через них в Картину Его Мира и взгляни на других и себя Его глазами. Используй принцип сотворчества взрослого и ребенка. Применяй приемы прогнозирования и обсуждения возможных последствий поведения ребенка, предвосхищение и проигрывание в игре реальных событий, их моделирование. Действия в игровом образе помогут ребенку быстрее определиться и обрести себя в сложном мире человеческих взаимоотношений.

 - Трудись со своим ребенком! – разреши своему ребенку принять участие в твоей работе (в быту). Помоги ему усвоить алгоритм трудовых действий. Используй принцип оценки того, что сделано успешно ребенком, а не того, что ребенок не смог или не успел сделать. Создавай ситуации возможности выбора цели и способа действия: «Как ты хочешь сделать? Ты можешь…». Когда ребенок подрастет, приучайте его участвовать во всех работах по хозяйству дома и в группе детского сада, научи его ответственности за невыполнение своих обязанностей.

 - Позволь ребенку приобретать жизненный опыт, пусть даже не безболезненно, но самостоятельно! – ребенок признает только тот опыт, который он пережил лично. Твоя собственная опытность нередко оказывается лишенной ценности для твоего ребенка. Дай ему возможность накопить собственный опыт, даже если связано с известным риском. Используй метод эмоционального предвосхищения последствий ситуацию, его проигрывания в игре. Чрезмерно оберегаемый ребенок, «застрахованный» от любой опасности, нередко «выпадает» из жизненного пространства своих сверстников и становится предметом их насмешек или жалости.

 - Покажи ребенку возможности и пределы человеческой свободы! – родители должны раскрыть перед ребенком замечательные возможности развития и утверждения человеческой личности. Создавай ситуации борьбы мотивов: «Как ты хочешь поступить? А почему так? А как можно по-другому? А как лучше? А как бы поступил другой мальчик (девочка)? А как бы поступил(а) я?..». Вместе с тем, ему нужно показать, что любой человек должен признавать и соблюдать известные нормы поведения в семье, в коллективе, и вообще в обществе. Поэтому родители обязаны следить за поведением ребенка и направлять его таким образом, чтобы его поступки не причиняли ущерба ни ему самому, ни другим. При этом следует помнить, что методы наказания воспитывают хуже, чем методы поощрения и стимулирования, однако, в случае необходимости, следует воспитывать уважение к правилам и с помощью наказания, но без злости и раздражения взрослого.

 - Жди от ребенка только таких мнений и оценок, на какие он способен в соответствии с возрастом и собственным опытом! – ребенку требуется длительное время, пока он научится ориентироваться в этом сложном мире. Помогай ему, как можешь, не оставляй его один на один с проблемой, но при этом побуждай его высказывать собственное мнение или делать самостоятельный вывод, но только тогда, когда он способен на это в соответствии с накопленным опытом и ступенью своего развития. Используй метод логических последствий (причинно-следственные связи), помогая ребенку соотнести причину и следствие своих поступков и жизненных обстоятельств.

 - Предоставляй ребенку возможность таких переживаний, которые будут иметь ценность воспоминаний! – ребенок «питается». Так же как и взрослый, переживаниями, которые дают ему возможность ознакомиться с жизнью других людей и с окружающим миром. В первую очередь, на перевод переживаний в ранг ценных воспоминаний оказывают совместные семейные традиции.

Просмотров всего: , сегодня:

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.docx (скачать)
ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.docx (скачать)
ПРИЧИНЫ ДЕТСКИХ НЕВРОЗОВ.docx (скачать)
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ.docx (скачать)
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.docx (скачать)
СПЕЦИФИКА УСЛОВИЙ.docx (скачать)
КЦ, январь.Педагог-психолог..docx (скачать)

Дата создания: 18.05.2021

Дата обновления: 18.01.2023

Дата публикации: 18.05.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».