Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа на 2025-2026 год. БУМАЖНАЯ ВСЕЛЕННАЯ. ТЕХНИКА ОРИГАМИ

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №51 компенсирующего вида Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
Педагогическим Советом
ГБДОУ детский сад № 51
Приморского района Санкт-Петербурга
от 27 августа 2025 г. Протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий ГБДОУ детский сад № 51
Приморского района
Санкт-Петербурга
_____________С.В.Краевая

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
НА 2025 – 2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
«БУМАЖНАЯ ВСЕЛЕННАЯ. ТЕХНИКА ОРИГАМИ»
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Возраст детей: 5 – 7 лет
Срок реализации: 32 часа, 1 год
Автор программы:
Рылина М.В.
воспитатель

Санкт-Петербург
2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Бумажная

Вселенная. Техника Оригами» имеет художественную направленность.
Оригами – традиционная техника складывания из бумаги различных
фигурок, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей, так
как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и
средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой
моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук,
оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе, и на
развитие речи. Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие
внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и
способы

складывания

фигурок,

по

мере

надобности

воспроизводят

сохранённые в памяти знания и умения, активизирует мыслительные процессы,
обеспечивает

положительно-эмоциональное

состояние.

Художественное

конструирование из бумаги снимает нервное напряжение.
Оригинальность и новизна программы заключается в использовании
оригами для отвлечения детей от создания конфликтных ситуаций, коррекции
их поведения с помощью новой методики обучения. Бумажные поделки
помогают устанавливать добрые отношения с детьми, создают атмосферу
открытости и доверия. Превращение листа бумаги в игрушку дети
воспринимают как увлекательную игру и не замечают, что в процессе
складывания решают очень серьёзные математические задачи: находят
параллели и диагонали, делят целое на части, получают различные виды
треугольников и многогранников, с лёгкостью ориентируются на листе бумаги,
развивают моторику пальцев рук, логику, воображение, учатся творить и
любить всё живое.
Старшие дошкольники стоят на пороге новой жизни. Совсем скоро им
предстоит начать новую жизнь. Конфликтные дети, безусловно, будут
испытывать трудности в установлении контактов с окружающими (учителями
и учащимися), что негативно скажется на процессе адаптации к новому
2

школьному окружению и на освоении учебной деятельности. Таким образом,
данная программа является актуальной на сегодняшний момент, так как
подготавливает детей старшего дошкольного возраста к принятию новой роли
ученика, к взаимодействию с новым социальным окружением.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы
обусловлена тем, что дети развивают коммуникативные способности на
занятиях, приобретают умение работать в коллективе. Занятия оригами
способствуют

воспитанию

у

детей

усидчивости,

аккуратности,

самостоятельности, целеустремлённости, совершенствуют художественный
вкус ребёнка.
Цель программы:
1. Создание основ для полноценного содержательного общения
конфликтных детей со сверстниками и взрослыми.
2. Развитие коммуникативных способностей, умение работать в коллективе.
3. Развитие объяснительной речи.
4. Развитие глазомера, мелкой моторики рук.
5. Знакомство детей с историей искусства оригами.
6. Знакомство детей со свойствами бумаги, разнообразием её видов.
7. Формирование интереса к природе: расширение знаний детей о жизни
животных и птиц.
Задачи:
1. Заинтересовать детей изготовлением фигурок в стиле оригами.
2. Закрепить умения следовать инструкциям воспитателя.
3. Развивать фантазию, творческие способности и конструктивное
воображение.
4. Развивать в ребёнке желание достигать конечного результата.
5. Воспитывать усидчивость и аккуратность.
6. Познакомить детей с базовыми формами: «косынка», «воздушный змей».
7. Закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки оригами.
8. Закреплять умение пользоваться ножницами.
9. Учить детей самостоятельно «читать» пооперационную карту.
3

Условия реализации программы.
В программе дополнительного образования «Бумажная Вселенная.
Оригами» дети участвуют по собственному желанию и с разрешения
родителей,

которые

заключают

договор

с

детским

учреждением.

Продолжительность обучения - 32 часа. Занятия проводятся два раза в неделю,
с октября по май месяцы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной программы 5-7 лет.
Сроки реализации программы: 1 год, 32 часа.
Формы проведения занятий: групповая и подгрупповая.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
Словесные методы обучения:
- устное изложение;
- беседа;
- загадки, скороговорки, стихотворения;
- пальчиковая гимнастика.
Наглядные методы обучения:
- показ иллюстраций;
- наглядное и подробное объяснение процесса изготовления каждой
конкретной игрушки, показ, исполнение педагогом;
- наблюдение;
- работа по образцу.
Практические методы обучения:
- тренинг;
- практическая деятельность детей (складывание фигурки из бумаги).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- Объяснительно-иллюстративные методы обучения.
- Репродуктивные методы обучения.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 30 минут.
Материальное обеспечение программы:
- Бумага цветная односторонняя.
4

- Бумага цветная двусторонняя.
- Бумага белая, формат А-4.
- Цветной и белый картон.
- Трафареты квадратов.
- Ножницы.
- Клей ПВА, клей-карандаш.
- Цветные карандаши, фломастеры.
Методическое обеспечение программы:
- Наглядные пособия и образцы фигурок.
- Образцы - схемы выполнения поделок.
- Иллюстративные материалы в книгах по оригами.
Ожидаемый результат:
- Коррекция поведения детей с помощью оригами для отвлечения от создания
конфликтных ситуаций, установления добрых отношений с детьми,
создания атмосферы открытости и доверия.
- Развитие коммуникативных способностей детей, умение работать в
коллективе.
- Развитие объяснительной речи.
- Развитие глазомера, мелкой моторики рук.
- Знакомство детей с историей искусства оригами.
- Знакомство детей со свойствами бумаги, разнообразием её видов.
- Формирование у детей представления об искусстве оригами (Для чего
нужно оригами? Что даёт нам искусство оригами? Где в жизни мы
встречаемся
изготовления

с

бумагой?
поделок?

Какой
Как

из

бумагой
квадрата

лучше

пользоваться

сделать

для

прямоугольник?

Треугольник?)
- Формирование интереса к природе, расширение знаний детей о жизни
животных и птиц.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Знакомство с историей искусства оригами.
5

Теория: познакомить детей с историей искусства оригами; заинтересовать
детей изготовлением фигурок в технике оригами; развивать воображение,
воспитывать усидчивость.
Тема 2. Знакомство со свойствами бумаги.
Теория: познакомить детей со свойствами бумаги, разнообразием её видов;
Тема 3. Волшебные превращения бумажного квадрата.
Теория: показать детям способы получения квадратов. Заинтересовать детей
изготовлением поделок в технике оригами, продемонстрировать их.
Тема 4. Знакомство с правилами техники безопасности при работе с
ножницами.
Тема 5. Знакомство с правилами изготовления игрушки в технике оригами.


Складывание игрушки производится на твёрдой поверхности, на столе.



Сгибы нужно проглаживать с усилием, пальчики превращаются в

«утюжки».


Ориентирование детей на точность выполнения действий.

Чем точнее будете делать, тем удачнее получится игрушка.


Умение следовать инструкциям воспитателя: двигаться постепенно, не

забегая вперёд.

6

Учебно-тематический план на 2025-2026 учебный год

октябрь

Месяц

№
п/п

Тема занятия

Литература

Знакомство с историей искусства
1 оригами.
Рыбка в аквариуме.

Соколова С.В. Оригами для самых
маленьких, стр.11.

Знакомство со свойствами бумаги.
2
Осенние листочки.

Соколова С.В. Оригами для самых
маленьких, стр. 14. Соколова С.В. Сказки из
бумаги, стр. 42.

Волшебные превращения бумажного
3 квадрата.
Ваза с осенними веточками
«В некотором царстве, в бумажном
4 государстве».
Ветка рябины.

Соколова С.В. Сказки из бумаги, стр. 78.
Рябкова И.А., Художественно-творческая
деятельность. Оригами. стр.24.

Рябкова И.А., Художественно-творческая
деятельность. Оригами, стр.29.
Соколова С.В. Оригами для самых
Ёлочки
маленьких, стр.28.
Соколова С.В. Оригами для самых
Грибы
маленьких, стр.28.
Открытка «Грибы на поляне»
Соколова С.В. Сказки из бумаги, стр. 18, 20.
Рябкова И.А., Художественно-творческая
Яблоко с листочком
деятельность. Оригами, стр.32.
Соколова С.В. Оригами для самых
Мишка
маленьких, стр.37.
Соколова С.В. Оригами для самых
Зайчик
маленьких, стр.18.
Соколова С.В. Оригами для самых
Лиса
маленьких, стр.14.
Серая шейка
Соколова С.В. Сказки из бумаги, стр. 42.
Лисичка с хвостом
Долженко Г.И, 100 оригами, стр.24.
Аппликация к сказке «Серая Шейка». Соколова С.В. Сказки из бумаги, стр. 42.
Цветок в вазе
Соколова С.В. Сказки из бумаги, стр. 24.
Соколова С.В. Оригами для самых
Закладка из конфеток
маленьких, стр.18.
Соколова С.В. Оригами для самых
Снежинка
маленьких, стр.22.
Соколова С.В. Оригами для самых
Звёздочка-вертушка
маленьких, стр.22.
Рябкова И.А., Художественно-творческая
Ёлочка
деятельность. Оригами, стр.49.
Соколова С.В. Оригами для самых
Снегурочка
маленьких, стр.27.
Соколова С.В. Оригами для самых
Дед Мороз
маленьких, стр.28.
Соколова С.В. Оригами для самых
Новогодняя открытка. Шарик на ветке
маленьких, стр.33.
Соколова С.В. Оригами для самых
Кормушка
маленьких, стр.33.

5 Лист клёна
6
7
8
1

ноябрь

2
3
4
5
6
7
8
1
2

декабрь

3
4
5
6
7
8

7

Месяц

№
п/п

Тема занятия

Литература

январь

1 Кормушка с птичками.
2 Снегирь на ветке
В зимнем лесу.
3
Выставка детских
4 Стаканчик
5

Клоун

6

Тюльпан

7 Поросёнок
8 Пароход
1 Репка из сказки «Репка»
2 Домик

февраль

3 Бабушка из сказки «Репка»
4 Дедушка из сказки «Репка»
5 Кошка из сказки «Репка»
6 Собачка из сказки «Репка»

май

апрель

март

7 Мышка из сказки «Репка»
8 Лодочка
1 Ваза с ромашками
2 Цветок для мамы
3 Пароход
4 Слоник
5 Сова на ветке
6 Истребитель
7 Галчонок
8 Жар-птица
1

Голубая кошка

2

Неваляшка

3

Ракета

4

Розочка

5

Бабочка

6

Кукла

7

Чудаки во фраках

8

Цветок

1

Лягушки в пруду

2

Цыплёнок

Соколова С.В, Оригами для дошкольников,
стр.58.
Соколова С.В. Оригами для самых
маленьких, стр.51.
Соколова С.В. Оригами для самых
маленьких, стр.28.
Соколова С.В, Оригами для дошкольников,
стр.46.
Долженко Г.И, 100 оригами, стр.100.
Долженко Г.И, 100 оригами, стр.116.
Соколова С.В. Оригами для самых
маленьких, стр.37.
Долженко Г.И, 100 оригами, стр.58.
Долженко Г.И, 100 оригами, стр.47.
Соколова С.В. Оригами для самых
маленьких, стр.37.
Соколова С.В. Оригами для самых
маленьких, стр.37.
Долженко Г.И, 100 оригами, стр.104.
Соколова С.В. Сказки из бумаги, стр. 90.
Долженко Г.И, 100 оригами, стр.22.
Долженко Г.И, 100 оригами, стр.148.
Долженко Г.И, 100 оригами, стр.79.
Долженко Г.И, 100 оригами, стр.67.
Долженко Г.И, 100 оригами, стр.114.
Кобитина И.И. Работа с бумагой, стр.89.
Долженко Г.И, 100 оригами, стр.83.
Рябкова И.А., Художественно-творческая
деятельность. Оригами, стр.34.
Соколова С.В. Оригами для самых
маленьких, стр.44.
Соколова С.В. Оригами для самых
маленьких, стр.47.
Соколова С.В. Оригами для самых
маленьких, стр.44.
Соколова С.В. Оригами для самых
маленьких, стр.57.
Соколова С.В, Оригами для дошкольников,
стр.28.
Долженко Г.И, 100 оригами, стр.94.
Соколова С.В. Оригами для самых
маленьких, стр.54.
Долженко Г.И, 100 оригами, стр.28.
Соколова С.В. Оригами для самых
маленьких, стр.54.
8

Месяц

№
п/п

Тема занятия

Литература

3

Курица

Долженко Г.И, 100 оригами, стр.134.
Соколова С.В, Оригами для дошкольников,
стр.26.
Соколова С.В, Оригами для дошкольников,
стр.56.
Соколова С.В. Оригами для самых
маленьких, стр.42.
Соколова С.В. Оригами для самых
маленьких, стр.28.

4

Петушок

5

Звёздочки

6

Водяная лилия

7

Избушка на курьей ножке. Баба Яга.

8

Итоговое занятие. Самая любимая
игрушка.
Итого: 32 часа практических занятий

ЛИТЕРАТУРА

1. Долженко Г.И. «100 оригами». Ярославль: «Академия Холдинг», 2004.
2. «Оригами. От простого к сложному». СПб: «Дельта», 1999 г.
3. Соколова С.В. «Оригами для дошкольников». СПб.: «Детство-Пресс», 2007.
4. Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». СПб.: «Детство-Пресс»,
2013.
5. Соколова С.В. «Сказки из бумаги». СПб.: «Детство-Пресс», 2002.
6. Тарабарина. «Оригами для начинающих». Ярославль: «Академия развития»,

2007.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».