Аннотация к рабочей программе учителя-логопеда Ямпольской И.Д.
на 2024-2025 учебный год
Рабочая программа разработана учителем-логопедом И.Д. Ямпольской
с учетом адаптированной основной образовательной программы
дошкольного
образования,
для
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья (ТНР) ГБДОУ детского сада № 51 Приморского
района Санкт-Петербурга.
Рабочая программа разработана с учетом «Примерной адаптированной
основной образовательной программы для дошкольников с ТНР» Л.В.
Лопатиной, «Программы обучения и воспитания детей с фонетикофонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной,
Т.В.Тумановой.
Рабочая программа состоит из трех основных разделов: целевого,
содержательного и организационного. Программа рассчитана на
обучающихся старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с тяжелыми
нарушениями речи.
Цель программы – планирование (перспективное) коррекционной
работы с учетом особенностей развития и возможностей каждого
воспитанника дошкольного возраста, управление образовательным
процессом по коррекции нарушений развития детей. Для детей с ТНР оно
выражается в психолого-педагогической и коррекционно-развивающей
поддержке позитивной абилитации и социализации, развития личности детей
дошкольного возраста и подготовке к общению и обучению в условиях
школы.
Задача рабочей – программы определение основных методических
подходов и последовательности коррекционной работы с учетом контингента
воспитанников и особенностей образовательного процесса в условиях
компенсирующей группы в текущем учебном году.
При этом направления работы и группы задач коррекционно-развивающего
воздействия соотносятся между собой:
1) Диагностическое:
диагностика состояния устной речи;
изучение предпосылок к овладению грамотой;
диагностика нарушений в организации речемыслительной
деятельности;
2) Пропедевтическое: его реализация связана с необходимостью
формирования механизма произвольной организации поведения и
самоконтроля над речевой деятельностью;
развитие чувства ритма и ритмической способности, лежащей в основе
языковой способности дошкольников;
становления «чувства грамматической и лексической правильности
предложения», которые связаны с опережающей коррекцией
аграмматизмов;
профилактика нарушений формирования детско-родительских
отношений и их влияния на эффективность воспитания и обучения
дошкольников;
3) Общеразвивающее: оно направлено
на «перекрест» линий развития языковой, интеллектуальной и
коммуникативной способностей;
на развитие обобщающей, планирующей и регулирующей функций
речи;
на формирование специфических для данного возраста
новообразований (межанализаторных связей, произвольного внимания,
анализирующего восприятия, наглядно-образного мышления и др.);
на интеграцию образовательных областей ФГОС дошкольного
образования вокруг речевого и социально-коммуникативного развития;
на развитие игровой деятельности и предпосылок учения у
воспитанников ДОУ;
4) Коррекционное:
оптимизация сенсомоторного уровня реализации речевой
деятельности;
коррекцию аграмматизмов и нарушений звукослоговой структуры
слова;
развитие языкового анализа и синтеза, аналогии, ведущих к овладению
лексическими и грамматическими значениями слов;
формирование «вербальной сети слов», механизмов внутреннего
программирования и синтаксического прогнозирования высказывания;
Так же в целевом разделе представлена особые образовательные
потребности и направления работы, принципы и подходы к организации
профессиональной
деятельности,
характеристика
возрастных
индивидуальных особенностей обучающихся детей с ТНР, этапы, сроки,
механизмы реализации рабочей программы и ориентиры освоения
образовательной программы.
В содержательном разделе описывается диагностическая работа,
коррекционно развивающая работа представлена по областям, указаны
программы, содержание коррекционно-развивающей работы, представлены
перспективное и календарное планирование, работа с педагогами, работа с
родителями и повышение профессиональной квалификации.
В организационном разделе описываются материально-технические
условия: оснащение кабинета и документационное обеспечение,
интерактивное
сопровождение
коррекционно-развивающей
среды,
организационные условия, методическое обеспечение рабочей программы и
образовательных областей, а также специальные методы и технологии
организации образовательной деятельности.
В логопедии актуальность проблемы диагностики и коррекции
нарушений речевого развития детей обусловлена ростом числа детей
дошкольного возраста с нарушениями речевого развития, которые часто
приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в школьном возрасте.
Это обусловливает актуальность программы и ее необходимость.
Срок реализации программы – 1 учебный год.