Аннотация к рабочей программе учителя-логопеда Ямпольской И.Д. на 2024-2025 учебный год Рабочая программа разработана учителем-логопедом И.Д. Ямпольской с учетом адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ТНР) ГБДОУ детского сада № 51 Приморского района Санкт-Петербурга. Рабочая программа разработана с учетом «Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с ТНР» Л.В. Лопатиной, «Программы обучения и воспитания детей с фонетикофонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В.Тумановой. Рабочая программа состоит из трех основных разделов: целевого, содержательного и организационного. Программа рассчитана на обучающихся старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с тяжелыми нарушениями речи. Цель программы – планирование (перспективное) коррекционной работы с учетом особенностей развития и возможностей каждого воспитанника дошкольного возраста, управление образовательным процессом по коррекции нарушений развития детей. Для детей с ТНР оно выражается в психолого-педагогической и коррекционно-развивающей поддержке позитивной абилитации и социализации, развития личности детей дошкольного возраста и подготовке к общению и обучению в условиях школы. Задача рабочей – программы определение основных методических подходов и последовательности коррекционной работы с учетом контингента воспитанников и особенностей образовательного процесса в условиях компенсирующей группы в текущем учебном году. При этом направления работы и группы задач коррекционно-развивающего воздействия соотносятся между собой: 1) Диагностическое: диагностика состояния устной речи; изучение предпосылок к овладению грамотой; диагностика нарушений в организации речемыслительной деятельности; 2) Пропедевтическое: его реализация связана с необходимостью формирования механизма произвольной организации поведения и самоконтроля над речевой деятельностью; развитие чувства ритма и ритмической способности, лежащей в основе языковой способности дошкольников; становления «чувства грамматической и лексической правильности предложения», которые связаны с опережающей коррекцией аграмматизмов; профилактика нарушений формирования детско-родительских отношений и их влияния на эффективность воспитания и обучения дошкольников; 3) Общеразвивающее: оно направлено на «перекрест» линий развития языковой, интеллектуальной и коммуникативной способностей; на развитие обобщающей, планирующей и регулирующей функций речи; на формирование специфических для данного возраста новообразований (межанализаторных связей, произвольного внимания, анализирующего восприятия, наглядно-образного мышления и др.); на интеграцию образовательных областей ФГОС дошкольного образования вокруг речевого и социально-коммуникативного развития; на развитие игровой деятельности и предпосылок учения у воспитанников ДОУ; 4) Коррекционное: оптимизация сенсомоторного уровня реализации речевой деятельности; коррекцию аграмматизмов и нарушений звукослоговой структуры слова; развитие языкового анализа и синтеза, аналогии, ведущих к овладению лексическими и грамматическими значениями слов; формирование «вербальной сети слов», механизмов внутреннего программирования и синтаксического прогнозирования высказывания; Так же в целевом разделе представлена особые образовательные потребности и направления работы, принципы и подходы к организации профессиональной деятельности, характеристика возрастных индивидуальных особенностей обучающихся детей с ТНР, этапы, сроки, механизмы реализации рабочей программы и ориентиры освоения образовательной программы. В содержательном разделе описывается диагностическая работа, коррекционно развивающая работа представлена по областям, указаны программы, содержание коррекционно-развивающей работы, представлены перспективное и календарное планирование, работа с педагогами, работа с родителями и повышение профессиональной квалификации. В организационном разделе описываются материально-технические условия: оснащение кабинета и документационное обеспечение, интерактивное сопровождение коррекционно-развивающей среды, организационные условия, методическое обеспечение рабочей программы и образовательных областей, а также специальные методы и технологии организации образовательной деятельности. В логопедии актуальность проблемы диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена ростом числа детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в школьном возрасте. Это обусловливает актуальность программы и ее необходимость. Срок реализации программы – 1 учебный год.