Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 51 компенсирующего вида Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
Педагогическим Советом
ГБДОУ детский сад № 51
Приморского района Санкт-Петербурга
от 27 августа 2025 г. Протокол № 1
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий ГБДОУ детский сад № 51
Приморского района
Санкт-Петербурга
_____________С.В.Краевая
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«В ГОСТЯХ У МНЕМОЗИНЫ»
на 2025 – 2026 учебный год
Возраст обучающихся: с 3 до 7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор программы: педагог дополнительного образования
Семенова Ирина Борисовна
Санкт-Петербург
2025
Оглавление
1. Пояснительная записка .................................................................................... 3
1.1.
Актуальность программы ....................................................................... 3
1.2.
Практическая направленность программы ........................................... 3
1.3.
Адресат программы ................................................................................. 3
1.4.
Цели и задачи программы ...................................................................... 3
1.5.
Отличительные особенности программы ............................................. 4
1.6.
Планируемые результаты ........................................................................... 4
1.7.
Условия реализации программы ............................................................ 5
1.8.
Режим занятий ......................................................................................... 5
1.9.
Уровни усвоения программы ................................................................. 6
1.10. Диагностическая часть............................................................................ 9
2. Учебно-тематический план ............................................................................ 15
3. Календарный учебный график ...................................................................... 17
4. Список литературы ........................................................................................... 17
Пояснительная записка
1.1.
Актуальность программы
Мы живем в информационный век, поэтому интерес к мнемотехнике
возрастает. Ею интересуются политики, которым необходимо часто выступать с
длинными речами, артисты театра и кино, профессиональные музыканты,
представители самых разных профессий, чья деятельность связана с
запоминанием большого объема информации. Мнемотехника (в переводе с
греческого «искусство запоминания»), - это система различных приемов,
облегчающих запоминание и увеличивающий объем памяти путем образования
дополнительных ассоциаций. Развитие памяти неразрывно связано с развитием
мышления. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. В
процессе реализации программы решаются несколько взаимосвязанных проблем:
у дошкольников формируются процессы запечатления, сохранения и
воспроизведения, того, что видят, слышат (памяти), интеллектуальные
возможности, расширяется круг знаний об окружающем, активизируется
словарный запас. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинноследственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее
и прошлое, образуя единое целое. Дошкольники учатся самостоятельно
кодировать информацию, занося ее в мнемодорожки и мнемотаблицы. Память
обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую,
но и умственную деятельность и в результате этого сама интеллектуализируется.
Развивать память значит, обеспечить развитие всей умственной деятельности
дошкольника.
1.2.
Практическая направленность программы
Программа дополнительного образования «Мнемотехника в развитии
дошкольников» направлена на развитие мышления, памяти, воображения и речи
дошкольников с помощью использования мнемотехнических приемов.
1.3.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей младшего, среднего и старшего дошкольного
возраста 3-7 лет. Сроки реализации программы: количество занятий в неделю 1
(время проведения занятия соответствует нормам СанПин, федеральным
государственным требованиям в соответствии с возрастной группой; 2 младшая
группа максимум 15 мин, средняя группа 20 минут, старшая группа 25 мин,
подготовительная к школе группа 30 минут), количество занятий в год - 32
занятия.
1.4.
Цели и задачи программы
Цель программы: развитие памяти, мышления и речи дошкольников при
обучении навыкам и приемам работы с мнемотехникой. Задачи программы:
развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного
мышления, речи и др.; кодирование и перекодирование информации, т. е.
преобразование из абстрактных символов в образы и наоборот; развитие мелкой
моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;
развитие навыков письменной речи. В основу блока «От сказки к сказке»
программы (1 и 2 год обучения) легло методическое пособие О.А. Новицкой
«Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет» и методические
рекомендации Т.Б. Полянской «Использование метода мнемотехники в обучении
рассказыванию детей дошкольного возраста». Авторским вкладом является
дополнение содержания программы пятью темами актуальными для изучения
дошкольниками на основе русских народных сказок и включение в занятия
практической части по созданию мнемотаблиц, мнемодорожек и коллажей. Также
авторским вкладом является разработка блока «Мнемотехник» для 3 и 4 годов
обучения. Вклад в разработку этого блока составляет 75%. Так, блок 3 года
обучения состоит из 9 тем. Из них 4 темы разработаны автором (кроме тем «Осень
золотое время года. Составление рассказов о времени года» «Зима», «Весна», и
«Творческое рассказывание на заданную тему»). Блок 4 года обучения также
состоит из 9 тем, 7 из которых являются авторской разработкой («Осень золотое
время года. Составление рассказов о времени года», «Творческое рассказывание
на заданную тему»). В рамках разработанных автором тематических занятий дети
учат стихи, составляют ребусы, загадки, кодируют пословицы, поговорки и
скороговорки используя мнемотехнические приемы, составляют творческие
рассказы и мнемотаблицы к ним, обучаются практическим приемам
использования мнемотехники, четкой и правильной артикуляции звуков родного
языка и разнообразным формам насыщенной самостоятельной, совместной и
непосредственной образовательной деятельности.
1.5.
Отличительные особенности программы
Особенностью программы является использование особых форм работы с
дошкольниками: самостоятельное кодирование литературных произведений;
создание картотек в мнемодорожках и мнемотаблицах стихов, пословиц,
скороговорок, загадок; создание коллажей к буквам, сказкам и временам года;
использование психогимнастик и дидактических развивающих игр и
упражнений; кодирование слов и составление ребусов.
1.6.
Планируемые результаты
По окончании реализации программы воспитанник должен: Иметь
представление: о способах кодирования информации литературных и авторских
произведений; о необходимости использования мнемотехнических приемов в
повседневной жизни, для облегчения запоминания информации. Знать:
скороговорок и проговаривать их при ускоренном темпе речи; 8-10 пословиц,
объясняя их смысл и составляя по ним творческие рассказы; достаточное
количество русских народных сказок; 8-10 стихотворений разных авторов о
временах года, социальных явлениях (детском саде, школе и др). Уметь:
самостоятельно кодировать информацию, используя графические аналогии;
составлять мнемодорожки и мнемотаблицы, объединяя полученные пособия в
картотеки; прочитывать смысл зашифрованной загадки, предлагая правильный
ответ; расшифровывать ребусы без помощи взрослого, самостоятельно
составлять ребусы; пользоваться мнемотехническими приемами в повседневной
жизни.
1.7.
Условия реализации программы
Методы и приёмы организации учебного процесса:
чтение художественных произведений;
проведение литературных бесед и викторин по знакомым
произведениям;
проведения конкурсов и вечеров чтецов стихов;
разгадывание и составление ребусов;
пересказы;
рассматривание
и
анализ
коллажей,
мнемотаблиц,
мнемодорожек;
анализ прочитанных произведений; - выполнения творческих
заданий (создание мнемодорожек, коллажей, мнемотаблиц);
игры на развитие речи, воображения, логического мышления; и др.
1.8.
Режим занятий
Программа «Мнемотехника в развитии дошкольников» рассчитана на 4
учебных года всего 128 занятия. В неделю 1 занятие время занятия соответствует
возрастной группе согласно нормам СанПина. Структура занятий: Каждое
занятие состоит из двух частей теоретической и практической. Первая часть
занятия отведена на изучение нового материала, знакомство со сказкой,
литературным произведением, а вторая часть занятия практическая (составление
коллажей, мнемотаблиц, мнемодорожек, выполнение творческих заданий, игры
на развитие речи и мышления, подготовка к конкурсам и др.). Учет работы по
программе проводится путем ежемесячного ведения табеля посещения детей
кружковой деятельности и предоставление отчета в методический кабинет ДОУ
о проведенных кружковых занятиях. Разработанная программа может быть
использована педагогами ДОУ, родителями для развития связной речи,
ознакомления с окружающим, обучению правильному звукопроизношению,
активизации словаря, обучению кодировать и перекодировать информацию,
развитию памяти, мышления и воображения. Для подготовки детей к школьному
обучению программа дополнительного образования «Мнемотехника в развитии
дошкольников» ставит перед педагогом цель: выравнивание стартовых
возможностей дошкольников в процессе развития речи, совершенствования
умения владения пользоваться, моделями, пооперационными схемами, умением
самостоятельно составлять мнемотаблицы.
1.9.
Уровни усвоения программы
Блок «От сказки к сказке»
1 год реализации программы. Младшая группа.
Низкий уровень. Не называет особенности времени года закодированные в
таблице. Не называет ни одного признака диких и домашних животных
закодированных в таблице, не понимает, что живой образ можно заменить
геометрической фигурой. Затрудняется рассказать сказку опираясь на
мнемотаблицу. Не узнает потешки и сказки по коллажам. Затрудняется провести
аналогию между символом и образом. Не выражает свои ощущения словами Не
проявляет интереса к беседе воспитателя о русских народных сказках. При
произношении воспитателем трехбуквенных слов при интонационном выделении
нужного звука беспорядочно хлопает в ладоши (ловит звук), не называет ни одной
буквы алфавита.
Средний уровень. Узнает и называет 50% особенностей времен года и
характерных признаков диких и домашних животных закодированных в таблице.
Составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете. Узнает,
но затрудняется назвать и рассказать сказку или потешку, закодированную в
таблице, не все символы в таблице преобразовывает в образ. Затрудняется
замещать образы геометрическими фигурами. Затрудняется комментировать все
предложенные ощущения. Рассматривает иллюстрации, узнает сказки, не
проявляет желания рассказать сказку. При произношении воспитателем
трехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука хлопает в
ладоши (ловит звук) после 3-4 раза произношения слова. Узнает и называет 3-4
буквы алфавита.
Высокий уровень. Узнает и называет все особенности времен года и все
характерные признаки диких и домашних животных закодированные в таблице.
Составляет последовательный пересказ сказки, узнает и называет название сказки
закодированной в таблице. Преобразовывает символы в таблице в образы (люди
изображены геометрическими фигурами, курица ноги Куринные ит.д.). Умеет
замещать образы геометрическими фигурами (медведь коричневый круг, лиса
оранжевый треугольник и т.д.) Прикасаясь к тактильным дощечкам
комментирует «колючая похожа на ежика, пушистая как зайчик и т.д.» Узнает и
рассказывает знакомые потешки и сказки. Внимательно рассматривает
иллюстрации, узнает сказки, помогает воспитателю составить рассказ по
иллюстрации. При произношении воспитателем трехбуквенных слов при
интонационном выделении нужного звука хлопает в ладоши (ловит звук) после
первого произношения слова. Узнает и называет 8-10 букв алфавита.
2 год реализации программы. Средняя группа.
Низкий уровень. Не называет особенности времени года закодированные в
мнемотаблице. Затрудняется рассказать сказку, опираясь на мнемотаблицу. Не
узнает сказку по мнемотаблице и коллажу. Затрудняется провести аналогию
между символом и образом, не понимает, что живой образ можно заменить
геометрической фигурой. Не проявляет интереса к беседе воспитателя о русских
народных сказках. Ошибается при определении количества слогов в словах. Не
образовывает существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. При
произношении воспитателем четырехбуквенных слов при интонационном
выделении нужного звука беспорядочно хлопает в ладоши (ловит звук). Узнает и
называет 4 5 букв алфавита. Категорически отказывается от участия в
инсценировки знакомой сказки. Не участвует в коллективном пересказе сказки.
Не называет персонажей сказки на графическом рисунке. Не отвечает на
поставленные вопросы. Не слушает ответы сверстников. Не определяет
направления на листе бумаги.
Средний уровень. Узнает и называет 50% особенностей времени года
закодированных в таблице. Составляет пересказ сказки, пропуская события,
происходящие в сюжете. Узнает, но затрудняется назвать сказку, закодированную
в таблице. Не все символы в таблице преобразовывает в образы, затрудняется
замещать образы геометрическими фигурами. Узнает, но затрудняется рассказать
сказку. Рассматривает иллюстрации, узнает сказку, не проявляет желания
рассказать ее. Правильно определяет количество слогов только в двух слоговых и
однослоговых словах, и определяет количество слогов цифрой. Образовывает
существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом к любому
предложенному существительному (одушевленным и неодушевленным) по 1
варианту. При произношении воспитателем четырехбуквенных слов при
интонационном выделении нужного звука хлопает в ладоши (ловит звук) после 2
3 раза произношения слова. Узнает и называет букв алфавита. Не проявляет
инициативу при выборе роли для инсценировки сказки, но от предложенных
ролей не отказывается. Ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря
предложения, не соблюдая хронологический порядок событий сказки, или
начиная сказку рассказывать сначала. Ошибается в определении 2-х направлений
при ориентировке на листе бумаги. При помощи воспитателя называет
персонажей сказки на графическом рисунке, после того как подбирает пару из
изображенных на листе героев сказок. Ошибается при ответах на вопросы по
содержанию произведения. Выкрикивает, перебивает сверстников, но отвечает
правильно.
Высокий уровень. Узнает и называет все особенности времени года
закодированные в таблице. Составляет последовательный пересказ сказки.
Узнает и называет название сказки закодированной в таблице. Преобразовывает
символы в таблице в образы. Умеет замещать образы геометрическими фигурами.
Узнает и рассказывает знакомую сказку по коллажу. Внимательно рассматривает
иллюстрации, узнает сказки, помогает воспитателю составить рассказ по
иллюстрации. Правильно определяет количество слогов в трех слоговых словах.
Образовывает существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом к
любому предложенному существительному (одушевленным и неодушевленным)
по 2-3 варианта. При произношении воспитателем четырехбуквенных и более
слов при интонационном выделении нужного звука хлопает в ладоши (ловит звук)
после первого произношения слова. Узнает и называет букв алфавита. Проявляет
инициативу при выборе роли при инсценировке сказки. Ребенок участвует в
коллективном пересказе, говоря 2-3 предложения, соблюдая хронологический
порядок событий сказки, продолжает пересказ сказки с момента, на котором
закончил предыдущий ребенок. Безошибочно определяет центр листа, правую и
левую стороны, верх и низ листа. Безошибочно называет персонажей сказки на
графическом рисунке и подбирает пару из изображенных на листе героев сказок.
Правильно отвечает на вопросы по содержанию прочитанного произведения. Не
перебивает сверстников во время ответов на вопросы.
Блок «Мнемотехник» 3 год реализации программы. Старшая группа.
Низкий уровень. Ребенок не называет особенности времени года,
закодированные в таблице, затрудняется рассказать сказку, опираясь на
мнемотаблицу и провести аналогию между символом и образом. Испытывает
затруднения при пересказе произведения даже при помощи наводящих вопросов.
Затрудняется работать с мнемотаблицами к загадкам Не способен закодировать
информацию без помощи взрослого, не участвует в коллективном пересказе
сказки. Узнает и называет до 10 букв алфавита. Не отгадывает ни одного элемента
ребуса Составляет простое предложение, распространяя его только при
наводящих вопросах. Затрудняется образовывать однокоренные слова.
Затрудняется подбирать рифмы к словам.
Средний уровень. Узнает и называет 50% особенностей времени года
закодированных в таблице, не все символы в таблице преобразовывает в образы.
Составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете.
Прочитывает загадку, но затрудняется дать ответ Затрудняется пересказать текст
литературного произведения после однократного знакомства с мнемотаблицей и
текстом произведения, составляет распространенное согласованное предложение
по мнемодорожке при помощи взрослого. Составляет мнемотаблицы при
незначительной помощи взрослого Узнает и называет букв алфавита. Не
расшифровывает ребусы без помощи взрослого. Ребенок участвует в
коллективном пересказе, говоря 2-3 предложения, не соблюдая хронологический
порядок событий сказки, или начиная сказку рассказывать сначала. Образовывает
недостаточное количество однокоренных слов. Подбирает рифму к любому
предложенному слову, но срифмованные слова не имеют смыслового значения.
Высокий уровень. Узнает и называет все особенности времени года
закодированные в таблице. Составляет последовательный пересказ сказки
Прочитывая смысл зашифрованной загадки, предлагает правильный ответ
Преобразовывает символы в таблице в образы (люди изображены
геометрическими фигурами, волк зубы и т.д.) Пересказывает текст рассказа после
однократного знакомства с мнемотаблицей и текстом произведения, ребенок
участвует в коллективном пересказе, говоря предложения, соблюдая
хронологический порядок событий сказки. Продолжает пересказ сказки с
момента, на котором закончил предыдущий ребенок. Отгадывает элементы, но не
составляет целое слово, при разгадывании ребусов. Самостоятельно составляет
мнемотаблицы к коротким рассказам. Узнает и называет букв алфавита.
Составляет распространенное согласованное предложение по мнемодорожке без
помощи взрослого, с удовольствием образовывает достаточное количество
однокоренных слов. Подбирает рифму к любому предложенному слову, все
срифмованные слова имеют смысл.
Блок «Мнемотехник» 4 год реализации программы. Подготовительная к
школе группа.
Низкий уровень. Дети не узнают и не проговаривают скороговорки по
мнемотаблице, не называют пословицы при работе с картотекой, затрудняются
работать с мнемотаблицами к загадкам. Не способны закодировать информацию
заложенную в загадке в стихотворение без помощи взрослого. Не отгадывает ни
одного элемента ребуса, не проявляет интереса к составлению ребусов.
Средний уровень. Проговаривают 3-4 скороговорок при ускоренном темпе
речи, называют и понимают смысл 3-4 пословиц. Составляют мнемотаблицы и
придумывает загадки при незначительной помощи взрослого, прочитывает
загадку по мнемотаблице, но затрудняется дать ответ. Составляют мнемотаблицы
к литературным произведения, при незначительной помощи взрослого.
Проявляют интерес к составлению ребусов, но самостоятельно не
предпринимают попытки составить ребус, отгадывают элементы, но не
составляет целое слово.
Высокий уровень. Проговаривают 5-6 скороговорок при ускоренном темпе
речи, называют и понимают смысл 5-6 пословиц. Прочитывая смысл
зашифрованной загадки, предлагает правильный ответ Самостоятельно
составляет мнемотаблицы к загадкам к стихам и другим литературным
произведениям и проявляет желание самостоятельно придумывать загадки.
Расшифровывает ребусы без помощи взрослого, проявляет попытки
самостоятельно составлять ребусы.
1.10. Диагностическая часть
Для диагностирования по программе определили сроки 1-2 недели сентября
и 4 неделя мая. Организация этой части программы проходит в форме игр, бесед,
Мониторинг позволяет педагогу: выявить и проанализировать проблемы,
возникающие у воспитанников в процессе изучения материала; определить
общую тенденцию усвоения программного материала.
Для диагностирования дошкольников по теме программы, модифицирована
диагностика Л.В. Любимовой и Л.В. Коломейченко. Методика диагностирования
детей младшего дошкольного возраста по программе дополнительного
образования «Мнемотехника в развитии дошкольников».
Блок «От сказки к сказке» Цель: Выявить знаний детей 3 лет Условия:
Использование стимульного материала, в процессе диагностирования
дошкольников.
Методика:
Модифицированная диагностика
Коломейченко
Л.В.;
Любимовой Л.В. Уметь рассказывать о характерных признаках домашних и
диких животных; Составлять последовательный пересказ знакомых сказок;
Определять название спрятанной в таблице сказки; мнемотаблицы «Животные»,
мнемотаблицы к сказке «Курочка ряба».
Высокий уровень: узнает и называет все характерные признаки диких и
домашних животных закодированные в таблице. Составляет последовательный
пересказ сказки .Узнает и называет название сказки закодированной в таблице .
Средний уровень: узнает и называет 50% характерных признаков диких и
домашних животных закодированных в таблице Составляет пересказ сказки,
пропуская события, происходящие в сюжете. Узнает, но затрудняется назвать
сказку, закодированную в таблице .
Низкий уровень: не называет ни одного признака диких и домашних
животных закодированных в таблице. Затрудняется рассказать сказку, опираясь
на мнемотаблицу,
Узнавание и рассказывание знакомых потешек по коллажу. Умения
рассказывать знакомые сказки по коллажу. Проявление интереса к народным
сказкам. Способность обозначать одним символом реальный образ выделять
определенный звук в отдельных словах. Узнавание некоторых букв алфавита.
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. Дидактическая игра
«Спрячь сказку» по сказке теремок. Д.и. «Поймай звук».
Высокий уровень: преобразовывает символы в таблице в образы (люди
изображены геометрическими фигурами, курица ноги куринные и т.д.).
Прикасаясь к тактильным дощечкам комментирует «колючая похожа на ежика,
пушистая как зайчик и т.д.». Узнает и рассказывает знакомую потешку. Узнает и
рассказывает знакомую сказку по коллажу. Внимательно рассматривает
иллюстрации, узнает сказки, помогает воспитателю составить рассказ по
иллюстрации .Умеет замещать образы геометрическими фигурами (медведь
коричневый круг, лиса оранжевый треугольник и т.д.) При произношении
воспитателем трехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука
хлопает в ладоши (ловит звук) после первого произношения слова. Узнает и
называет 8-10 букв алфавита.
Средний уровень: не все символы в таблице преобразовывает в образы.
Затрудняется комментировать все предложенные ощущения. Узнает, но
затрудняется рассказать потешку. Узнает, но затрудняется рассказать сказку.
Рассматривает иллюстрации, узнает сказки, не проявляет желания рассказать
сказку. Затрудняется замещать образы геометрическими фигурами При
произношении воспитателем трехбуквенных слов при интонационном выделении
нужного звука хлопает в ладоши (ловит звук) после 3-4 раза произношения слова
Узнает и называет 3-4 буквы алфавита. Затрудняется провести аналогию между
символом и образом.
Низкий уровень: не выражает свои ощущения словами. Не узнает потешку
по коллажу. Не узнает сказку по коллажу. Не проявляет интереса к беседе
воспитателя о русских народных сказках. Не понимает, что живой образ можно
заменить геометрической фигурой. При произношении воспитателем
трехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука беспорядочно
хлопает в ладоши (ловит звук) Не называет ни одной буквы алфавита.
Методика диагностирования детей среднего дошкольного возраста по
программе дополнительного образования «Мнемотехника в развитии
дошкольников». Блок «От сказки к сказке» Цель: Выявить знаний детей среднего
дошкольного возраста. Уметь составлять последовательный пересказ знакомых
сказок; Определять название спрятанной в таблице сказки; перекодировать
информацию (преобразовывать из абстрактных символов в образы). Способность
обозначать одним символом реальный образ мнемотаблицы к сказке «Заюшкина
избушка» , мнемотаблицы к сказке «Рукавичка». Дидактическая игра «Спрячь
сказку» по сказке «Петушок и бобовое зернышко».
Высокий уровень: составляет последовательный пересказ сказки. Узнает и
называет название сказки закодированной в таблице.Преобразовывает символы в
таблице в образы (люди изображены геометрическими фигурами, волк зубы и
т.д.) Умеет замещать образы геометрическими фигурами (корова коричневый
круг, петушок оранжевый треугольник и т.д.).
Средний уровень: составляет пересказ сказки, пропуская события,
происходящие в сюжете. Узнает, но затрудняется назвать сказку, закодированную
в таблице Не все символы в таблице преобразовывает в образы. Затрудняется
замещать образы геометрическими фигурами.
Низкий уровень: затрудняется рассказать сказку опираясь на
мнемотаблицу. Не узнает сказку. Затрудняется провести аналогию между
символом и образом Не понимает, что живой образ можно заменить
геометрической фигурой.
Умения рассказывать знакомые сказки по коллажу. Проявление интереса к
народным сказкам. Определение количества слогов в слове. образовывать слова с
уменьшительно- ласкательным суффиксом, выделять определенный звук в
отдельных словах. Узнавание некоторых букв алфавита. коллажа к сказке «Маша
и медведь» Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам Д.и.
«Волшебный барабанчик» Рассматривание персонажей сказок Д.и. «Поймай
звук» Рассматривание алфавита.
Высокий уровень: узнает и рассказывает знакомую сказку по коллажу.
Внимательно рассматривает иллюстрации, узнает сказки, помогает воспитателю
составить рассказ по иллюстрации Правильно определяет количество слогов в
трех слоговых словах, ударяя столько раз в барабан, сколько слогов и определяет
количество слогов цифрой. Образовывает существительные с уменьшительноласкательным суффиксом к любому предложенному существительному
(одушевленным и неодушевленным) по 2-3 варианта При произношении
воспитателем трехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука
хлопает в ладоши (ловит звук) после первого произношения слова Узнает и
называет букв алфавита.
Средний уровень: узнает, но затрудняется рассказать сказку. Рассматривает
иллюстрации, узнает сказки, не проявляет желания рассказать сказку Правильно
определяет количество слогов только в двух слоговых и однослоговых словах,
ударяя столько раз в барабан, сколько слогов и определяет количество слогов
цифрой. Образовывает существительные с уменьшительно-ласкательным
суффиксом к любому предложенному существительному (одушевленным и
неодушевленным) по 1 варианту. При произношении воспитателем
трехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука хлопает в
ладоши (ловит звук) после 3-4 раза произношения слова. Узнает и называет букв
алфавита.
Низкий уровень: не узнает сказку по коллажу. Не проявляет интереса к
беседе воспитателя о русских народных сказках. Ошибается при определении
количества слогов в словах. Не образовывает существительные с уменьшительноласкательным суффиксом. При произношении воспитателем трехбуквенных слов
при интонационном выделении нужного звука беспорядочно хлопает в ладоши
(ловит звук)
Проявление творческой индивидуальности. Участие в коллективном пересказе.
ориентироваться па плоскости листа. соотносить фигуры из счетных палочек и их
изображения на листе бумаги. отвечать на вопросы слушать ответы других детей.
Инсценировка знакомой сказки. Графический диктант Д.у. «Назови, кто
изображен на карточке и найди пару» Д.у. «Подумай и ответь». Совместный
пересказ знакомых сказок.
Высокий уровень: проявляет инициативу при выборе роли при
инсценировке сказки. Ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря
предложения, соблюдая хронологический порядок событий сказки. Продолжает
пересказ сказки с момента, на котором закончил предыдущий ребенок.
Безошибочно определяет центр листа, правую и левую стороны, верх и низ листа.
Безошибочно называет персонажей сказки на графическом рисунке и подбирает
пару из изображенных на листе героев сказок. Правильно отвечает на вопросы
по содержанию прочитанного произведения. Не перебивает сверстников во время
ответов на вопросы.
Средний уровень: не проявляет инициативу при выборе роли при
инсценировке сказки, но от предложенных ролей не отказывается. Ребенок
участвует в коллективном пересказе, говоря предложения, не соблюдая
хронологический порядок событий сказки, или начиная сказку рассказывать
сначала. Ошибается в определении 2- х направлений. При помощи воспитателя
называет персонажей сказки на графическом рисунке, после того как подбирает
пару из изображенных на листе героев сказок Ошибается при ответах на вопросы
по содержанию произведения. Выкрикивает, перебивает сверстников, но отвечает
правильно.
Низкий уровень: категорически отказывается от участия в инсценировки
знакомой сказки. Не участвует в коллективном пересказе сказки Не определяет
направления на листе бумаги. Не называет персонажей сказки на графическом
рисунке. Не отвечает на поставленные вопросы Не слушает ответы сверстников.
Методика диагностирования детей старшей возрастной группы по
программе дополнительного образования «Мнемотехника в развитии
дошкольников». Блок «Мнемотехник» Цель: Выявить знаний детей старшего
дошкольного возраста Условия: Использование стимульного материала, в
процессе диагностирования дошкольников. Методика: Модифицированная
диагностика Коломейченко Л.В.; Любимовой Л.В. Уметь составлять
последовательный пересказ сказок и рассказов; отгадывать загадки
мнемотаблицы к сказке «Пузырь, соломинка и лапоть» - начало года; «Каша из
топора» - конец года мнемотаблиц с закодированными загадками.
Высокий уровень: оставляет последовательный пересказ сказки.
Прочитывая смысл зашифрованной загадки, предлагает правильный ответ.
Средний уровень: составляет пересказ сказки, пропуская события,
происходящие в сюжете. Прочитывает загадку, но затрудняется дать ответ.
Низкий уровень: затрудняется рассказать сказку опираясь на
мнемотаблицу. Затрудняется работать с мнемотаблицами к загадкам.
Мнемотаблицы к сказкам «Пузырь, соломинка и лапоть» - начало года;
«Каша из топора» - конец года Мнемотаблицы с закодированным и загадками
перекодировать информацию (преобразовывать из абстрактных символов в
образы). мнемотаблицы к сказке «Рукавичка».
Высокий уровень: преобразовывает символы в таблице в образы (люди
изображены геометрическими фигурами, волк зубы и т.д.)
Средний уровень: не все символы в таблице преобразовывает в образы.
Низкий уровень: затрудняется провести аналогию между символом и
образом.
Составление пересказа произведения после однократного знакомства с
мнемотаблицей и текстом произведения. кодировать информацию. Узнавание
некоторых букв алфавита. Участие в коллективном пересказе. расшифровывать
ребусы
Составление
распространенного
предложения
образовывать
однокоренные слова. Беседа по тексту рассказа «Осень» - начало года; «Весна
красна» - конец года Рассматривание алфавита Расшифровка ребусов Чтение
информации по мнемодорожке. Д.и. «Снежный ком».
Высокий уровень: пересказывает текст рассказа после однократного
знакомства с мнемотаблицей и текстом произведения. Самостоятельно составляет
мнемотаблицы к коротким рассказам. Узнает и называет букв алфавита. Ребенок
участвует в коллективном пересказе, говоря предложения, соблюдая
хронологический порядок событий сказки. Продолжает пересказ сказки с
момента, на котором закончил предыдущий ребенок. Расшифровывает ребусы без
помощи взрослого. Составляет распространенное согласованное предложение по
мнемодорожке без помощи взрослого. С удовольствием образовывает
достаточное количество однокоренных слов.
Средний уровень: затрудняется пересказать после однократного знакомства
с мнемотаблицей и текстом произведения. Составляет мнемотаблицы при
незначительной помощи взрослого. Узнает и называет буквы алфавита .Ребенок
участвует в коллективном пересказе, говоря предложения, не соблюдая
хронологический порядок событий сказки, или начиная сказку рассказывать
сначала. Отгадывает элементы ,но не составляет целое слово. Составляет
распространенное согласованное предложение по мнемодорожке при помощи
взрослого. Образовывает недостаточное количество однокоренных слов.
Низкий уровень :испытывает затруднения при пересказе произведения даже
при помощи наводящих вопросов. Не способен закодировать информацию без
помощи взрослого .Узнает и называет до 10 букв алфавита Не участвует в
коллективном пересказе сказки Не отгадывает ни одного элемента ребуса
Составляет простое предложение, распростороняя его только при наводящих
вопросах. Затрудняется образовывать однокоренные слова.
Методика диагностирования детей подготовительной к школе группы по
программе дополнительного образования «Мнемотехника в развитии
дошкольников». Блок «Мнемотехник» Цель: Выявить знаний детей
подготовительной к школе группы. Условия: Использование стимульного
материала, в процессе диагностирования дошкольников. Методика:
Модифицированная диагностика Коломейченко Л.В.; Любимовой Л.В.
Содержание методики. Рассказывать скороговорки. Рассказывать пословицы и
поговорки отгадывать загадки мнемотаблиц с закодированными скороговорками
мнемотаблиц с закодированными пословицами мнемотаблиц с закодированными
загадками.
Высокий уровень: проговаривают 5-6 скороговорок при ускоренном темпе
речи. Называют и понимают смысл 5-6 пословиц. Прочитывая смысл
зашифрованной загадки, предлагает правильный ответ. Проговаривают 3-4
скороговорок при ускоренном темпе речи. Называют и понимают смысл 3-4
пословиц.
Средний уровень: прочитывает загадку, но затрудняется дать ответ.
Низкий уровень: е узнают и не проговаривают скороговорки по
мнемотаблице. Не называют пословицы при работе с картотекой. Затрудняется
работать с мнемотаблицами к загадкам.
Картотека скороговорок в мнемотаблицах. Картотека пословиц в
мнемотаблицах. Мнемотаблицы с закодированным загадками.
Высокий уровень: самостоятельно составляет мнемотаблицы к загадкам и
проявляет желание самостоятельно придумывать загадки
Средний уровень: составляет мнемотаблицы и придумывает загадки при
незначительной помощи взрослого.
Низкий уровень: не способен закодировать информацию заложенную в
загадке без помощи взрослого.
Умение кодировать информацию, расшифровывать ребусы.
Высокий уровень: самостоятельно составляет мнемотаблицы к стихам.
Расшифровывает ребусы без помощи взрослого.
Средний уровень: составляет мнемотаблицы при незначительной помощи
взрослого. Отгадывает элементы, но не составляет целое слово.
Низкий уровень: не способен закодировать информацию заложенную в
стихотворение без помощи взрослого Не отгадывает ни одного элемента ребуса.
Д.и. «Ребусы» самостоятельно составлять ребусы.
Высокий уровень: проявляет попытки самостоятельно составлять ребусы.
Средний уровень: проявляет интерес к составлению ребусов, но
самостоятельно не предпринимает попытки составить ребус.
Низкий уровень: не проявляет интереса к составлению ребусов.
2. Учебно-тематический план
Темы Количество занятий 1 год реализации программы 2 младшая группа
Блок «От сказки к сказке»
1. Сказка «Аленушка и лиса» 2
2. «Петушок и бобовое зернышко». 4
3. «У страха глаза велики» 4
4. «Маша и медведь» 4
5. «Рукавичка» 3
6. «У солнышка в гостях» 4
7. «Заюшкина избушка» 4
8. «Коза - дереза» 4
9. «Теремок» 3
Итого: 32
2 год реализации программы. средняя группа
Блок «От сказки к сказке»
1. «Лиса и кувшин» 2
2. «Мужик и медведь». 4
3. «Гуси - лебеди» 4
4. «По щучьему велению» 4
5. «Заяц - хваста» 3
6. «Лисичка сестричка и серый волк» 4
7. «Снегурочка» 4
8. «Смоляной бычок» 4
9. «Пузырь, соломинка и лапоть» 3
Итого: 32
3 год реализации программы старшая группа
Блок «Мнемотехник»
1. Осень золотое время года. Составление рассказов о времени года
2. Заучивание стихов. Тема: «Детский сад. Детство» 4
3. Творческое рассказывание на заданную тему 4
4. Отгадывание загадок 4
5. Зима 3
6. Творческое рассказывание на заданную тему 4
7. Весна 4
8. По дорогам сказок 4
9. Заучивание пословиц, поговорок 3
Итого: 32
4 год реализации программы подготовительная к школе группа
Блок «Мнемотехник»
1. Осень золотое время года. Заучивание стихов об осени. 2
2. «Пословицы и поговорки русского языка» 4
3. Творческое рассказывание на тему скороговорок 4
4. «Спряталась загадка» 4
5. «Ребусы, ребусы, ах уж эти ребусы» 3
6. «Пословицы и поговорки русского языка» 4
7. «Скоро в школу» - заучивание стихов о школе. 4
8. По закодированным дорогам 4
9. Скоро лето 3
Итого: 32
3. Календарный учебный график
Год
Дата
обучения начала
обучения
по
программе
1 год
01.10.2025
2 год
01.10.2025
3 год
01.10.2025
4 год
01.10.2025
Дата
окончания
обучения
по
программе
30.05.2026
30.05.2026
30.05.2026
30.05.2026
Всего
учебных
недель
Количество Режим занятий
учебных
часов
32
32
32
32
32
32
32
32
1 раз в неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю
4. Список литературы
Бабаева Т.И., Крулехт М.В. и др. Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как
работать по программе «Детство». М., Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с
помощью мнемотехники. -СПб.,
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие детей младшего дошкольного
возраста. Воронеж, Т.Ц. «Учитель»,
Колеватова А.А. Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи
[Электронный ресурс] /сайт «Фестиваль педагогических идей». Режим
доступа:
Методические советы к программе «Детство».- СПб., Изд-во «ДЕТСТВО ПРЕСС»,
Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 45 лет. -СПб.: Паритет, с. 7.
Омельченко Л.В. Использование приѐмов мнемотехники в развитии
связной речи» / Логопед,
С Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении
рассказыванию детей дошкольного возраста. - СПб., Изд-во «ДЕТСТВОПРЕСС»,
Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память / Ребенок в детском саду,
С Чепурной Г. А. Мнемотехника: технология эффективного усвоения
информации в условиях современного образования: [учебно-методическое
пособие] / Чепурной Г. А. М.: Основа, с.