Аннотация рабочей программы Денефнер Г.А. учителя-логопеда

АННОТАЦИЯ
к рабочей программе коррекционной образовательной деятельности
в соответствии с АООП ДО ГБДОУ детский сад №51 Приморского района СанктПетербурга, ФГОС ДО учителя-логопеда Г.А. Денефнер
для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
на 2024-2025 учебный год
В рабочей программе освещаются цели, задачи, принципы и содержание коррекционноразвивающей работы, для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи, с учетом общих и специфических особенностей развития обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи и поэтому обеспечивает равные возможности для полноценного
развития этих детей независимо от ограниченных возможностей их здоровья.
Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и
психофизического развития обучающихся и обеспечение их всестороннего гармоничного
развития.
В качестве нормативно-правового обоснования рабочей программы выступают:
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями от 4 августа 2023 г. года);
Приказ №1022 Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 «Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы –
адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.09.2009 № 061216 «О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и
медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.
№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования»;
Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного
образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (одобрена решением от 7.12 2017 г.
Протокол № 6/17)
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.З685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»»;
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2018 №816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;

письмо Минобрнауки России от 15.0З.2018 NTC-72807 «Об организации работы по
СИПР»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении
«Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных
работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»»;
Устав учреждения: ГБДОУ детский сад №51 Приморского района Санкт - Петербурга
Положение о группе компенсирующей (комбинированной) направленности;
Рабочая Программа разработана и представляет собой интеграцию следующих
образовательных программ:
Адаптированная общая образовательная программа Дошкольного образования для детей
с ОВЗ (ТНР) ГБДОУ детский сад № 51 компенсирующего вида Приморского района
Санкт-Петербурга .
«Коррекция нарушений речи программы дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина,
Т.В.Туманова М. : Изд. Просвещение 2010г.
«Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с
тяжелыми нарушениями речи» Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец и др.; Под редакцией проф.
Л.В. Лопатиной С-Пб.; ЦДК проф. Л.Б. Баряевой 2015г.
«Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования детей с тяжёлыми нарушениями речи»Одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол
№ 6/17
Цель: построение системы коррекционно-развивающей работы в
группе
компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, максимально
обеспечивающей создание условий для коррекционно-развивающей работы по преодолению
речевых нарушений у детей.
Позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка старшего дошкольного
возраста с ТНР (общим недоразвитием речи) в адекватных, его возрасту, детских видах
деятельности.
Основой программы является создание оптимальных условий для коррекционноразвивающей работы. Объём учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными
физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации
дошкольников. Определено оптимальное сочетание индивидуальной и специально
организованной образовательной деятельности.
Задачи:
 создание комплекса коррекционно - развивающей работы в условиях ГБДОУ для
детей с ТНР дошкольного возраста, учитывая особенности психофизического
развития и индивидуальные возможности.
 обеспечение динамического наблюдения за состоянием речи детей, раннее
распознавание и выявление неблагополучных тенденций задержек и недостатков в её
развитии и правильная классификация.
 создание условий для сознательного включения родителей в коррекционный
процесс по преодолению речевых дефектов у детей.
 определение степени участия и нахождение консенсуса между всеми субъектами
коррекционно-образовательного процесса, принимающими участие в обучении и
воспитании детей с речевыми нарушениями.
 развивать произвольность мыслительной деятельности детей и формировать ее
основные компоненты;
 способствовать развитию у детей заинтересованности в деятельности, накоплению
знаний, формированию навыка самоконтроля, поддерживать положительное

эмоциональное состояние детей в течение всего занятия;
 совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений детей в
процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики;
 расширять возможности понимания детьми речи параллельно с расширением их
представлений об окружающей действительности и формированием познавательной
деятельности;
 обогащать предметный (существительные), предикативный (глаголы) и адъективный
(прилагательные) словарь импрессивной и экспрессивной речи;
 формировать грамматические стереотипы словоизменения и словообразования в
импрессивной и экспрессивной речи;
 формировать синтаксические стереотипы и работать над усвоением синтаксических
связей в составе предложения;
 расширять возможности участия детей в диалоге, формировать их монологическую
речь;

осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций;
 осуществлять коррекцию нарушений фонематической стороны речи, развивать
фонематические процессы;
 работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного восприятия,
внимания, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации;
 совершенствовать навыки связной речи детей;
 формировать мотивацию детей к школьному обучению, учить их основам грамоты;
 предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы,
обусловленных недоразвитием речевой системы дошкольников с ТНР, и обеспечение
равных стартовых возможностей воспитанников при поступлении в школу;
Основные принципы программы:
 принцип построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в
выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
 содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником образовательных отношений;
 поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
 сотрудничество с семьями;
 формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в
различных видах деятельности;
 возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития).
 принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
 принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской
речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
 принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные
логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого
нарушения;
Целостность программы обеспечивается установлением связей между образовательными
областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников .
Особенности познавательного и речевого развития детей
с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой
деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено
формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой
сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р.Е., Филичева Т.Б.,
Чиркина Г.В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников

может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными
проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития
(ЛевинаР.Е.). В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития,
отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим
недоразвитием речи (Филичева Т.Б.).
Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи).
Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления,
указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих
признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3 – 4, а
иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее
выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно
благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Наблюдается
недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко
падает. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными
операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно- логического
мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом,
сравнением и обобщением. Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и
некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Наибольшие трудности
выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Правильная оценка неречевых процессов необходима для выявления закономерностей
атипичного развития детей с общим недоразвитием речи и для определения их
компенсаторного фона.
Организация логопедической работы
В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми дошкольниками по всем
направлениям развития является игровая деятельность. Программа учитывает это
положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с
детьми при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.
Планирование занятий по коррекции и развитию речи осуществляется в соответствии
с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на основании СанПин 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Постановление от 28.09.2020 N 28. Основой
перспективного и календарного планирования является тематический подход,
обеспечивающий концентрированное изучение материала.
Формы организации работы с детьми:
фронтальные, подгрупповые, индивидуальные (длительность занятия 25-30 минут)
Содержание каждого занятия включает несколько направлений работы:
 Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательной
активности, самостоятельности, произвольности);
 Формирование правильного звукопроизношения
 Развитие фонематического слуха, анализа и синтеза;
 Формирование лексико-грамматических средств языка.
 Формирование произносительной стороны речи.
 Развитие самостоятельной развёрнутой, фразовой речи.
 Развитие и обогащение словаря детей;
 Подготовка к обучению грамоте; подготовка к овладению элементарными
навыками письма и чтения.
 Развитие сложнокоординированных движений кисти и пальцев рук, зрительномоторной координации, пространственно-временных представлений, основных
мыслительных операций и различных видов мышления.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».