АННОТАЦИЯ к рабочей программе коррекционной образовательной деятельности в соответствии с АООП ДО ГБДОУ детский сад №51 Приморского района СанктПетербурга, ФГОС ДО учителя-логопеда Г.А. Денефнер для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на 2024-2025 учебный год В рабочей программе освещаются цели, задачи, принципы и содержание коррекционноразвивающей работы, для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с учетом общих и специфических особенностей развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и поэтому обеспечивает равные возможности для полноценного развития этих детей независимо от ограниченных возможностей их здоровья. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития обучающихся и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. В качестве нормативно-правового обоснования рабочей программы выступают: Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 4 августа 2023 г. года); Приказ №1022 Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы – адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.09.2009 № 061216 «О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (одобрена решением от 7.12 2017 г. Протокол № 6/17) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.З685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; Приказ Минобрнауки России от 23.08.2018 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; письмо Минобрнауки России от 15.0З.2018 NTC-72807 «Об организации работы по СИПР»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении «Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»»; Устав учреждения: ГБДОУ детский сад №51 Приморского района Санкт - Петербурга Положение о группе компенсирующей (комбинированной) направленности; Рабочая Программа разработана и представляет собой интеграцию следующих образовательных программ: Адаптированная общая образовательная программа Дошкольного образования для детей с ОВЗ (ТНР) ГБДОУ детский сад № 51 компенсирующего вида Приморского района Санкт-Петербурга . «Коррекция нарушений речи программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В.Туманова М. : Изд. Просвещение 2010г. «Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец и др.; Под редакцией проф. Л.В. Лопатиной С-Пб.; ЦДК проф. Л.Б. Баряевой 2015г. «Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи»Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17 Цель: построение системы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, максимально обеспечивающей создание условий для коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений у детей. Позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка старшего дошкольного возраста с ТНР (общим недоразвитием речи) в адекватных, его возрасту, детских видах деятельности. Основой программы является создание оптимальных условий для коррекционноразвивающей работы. Объём учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Определено оптимальное сочетание индивидуальной и специально организованной образовательной деятельности. Задачи: создание комплекса коррекционно - развивающей работы в условиях ГБДОУ для детей с ТНР дошкольного возраста, учитывая особенности психофизического развития и индивидуальные возможности. обеспечение динамического наблюдения за состоянием речи детей, раннее распознавание и выявление неблагополучных тенденций задержек и недостатков в её развитии и правильная классификация. создание условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс по преодолению речевых дефектов у детей. определение степени участия и нахождение консенсуса между всеми субъектами коррекционно-образовательного процесса, принимающими участие в обучении и воспитании детей с речевыми нарушениями. развивать произвольность мыслительной деятельности детей и формировать ее основные компоненты; способствовать развитию у детей заинтересованности в деятельности, накоплению знаний, формированию навыка самоконтроля, поддерживать положительное эмоциональное состояние детей в течение всего занятия; совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений детей в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики; расширять возможности понимания детьми речи параллельно с расширением их представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности; обогащать предметный (существительные), предикативный (глаголы) и адъективный (прилагательные) словарь импрессивной и экспрессивной речи; формировать грамматические стереотипы словоизменения и словообразования в импрессивной и экспрессивной речи; формировать синтаксические стереотипы и работать над усвоением синтаксических связей в составе предложения; расширять возможности участия детей в диалоге, формировать их монологическую речь; осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций; осуществлять коррекцию нарушений фонематической стороны речи, развивать фонематические процессы; работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации; совершенствовать навыки связной речи детей; формировать мотивацию детей к школьному обучению, учить их основам грамоты; предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы дошкольников с ТНР, и обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников при поступлении в школу; Основные принципы программы: принцип построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество с семьями; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии; принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза; принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения; Целостность программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников . Особенности познавательного и речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (ЛевинаР.Е.). В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т.Б.). Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3 – 4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно- логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Правильная оценка неречевых процессов необходима для выявления закономерностей атипичного развития детей с общим недоразвитием речи и для определения их компенсаторного фона. Организация логопедической работы В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия. Планирование занятий по коррекции и развитию речи осуществляется в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на основании СанПин 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Постановление от 28.09.2020 N 28. Основой перспективного и календарного планирования является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала. Формы организации работы с детьми: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные (длительность занятия 25-30 минут) Содержание каждого занятия включает несколько направлений работы: Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательной активности, самостоятельности, произвольности); Формирование правильного звукопроизношения Развитие фонематического слуха, анализа и синтеза; Формирование лексико-грамматических средств языка. Формирование произносительной стороны речи. Развитие самостоятельной развёрнутой, фразовой речи. Развитие и обогащение словаря детей; Подготовка к обучению грамоте; подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. Развитие сложнокоординированных движений кисти и пальцев рук, зрительномоторной координации, пространственно-временных представлений, основных мыслительных операций и различных видов мышления.