Аннотация к рабочей программе педагога-психолога Симаковой Т.Е. Целью реализации рабочей программы педагога-психолога ГБДОУ №51 является: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательного процесса. Задачи Программы: - реализация содержания АОП ДО; - коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ; - охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия; - обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; - создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми; - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; - формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; - формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ; - обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ; - обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования. Исходя из ФГОС ДОУ, в Программе учитываются: 1) индивидуальные потребности ребенка с ТНР, диабетом, аллергией, целиакией, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности детей с вышеназванными заболеваниями; 2) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 3) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; 4) возможности освоения ребенком с ТНР, диабетом, аллергией, целиакией Программы на разных этапах ее реализации; 1 5) специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития. Данная рабочая программа разработана на основе основной - Образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ №51 г. Санкт-Петербург. - постановления Главного государственного врача РФ от 28 сентября 2020г. №28 СанПиН 2.4.36.4820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» вступившего в силу 01.01. 2021; - постановления Главного государственного врача РФ от 29 января 2021г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3585-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (зарегистрировано в Минюсте России 29 января 2021 № 62296), вступившего в силу 01 марта 2021 В соответствии с: - Уставом, лицензией и нормативными документами ГБДОУ №51 г. Санкт-Петербурга; Направления деятельности педагога-психолога в рамках ГБДОУ, которые охватывает рабочая программа Основными направлениями реализации образовательной программы и деятельности педагога-психолога является психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая и психолого-педагогическая диагностика, развивающая и психокоррекционная работа, психологическое консультирование. Психологическое просвещение Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ГБДОУ и родителей Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носит профилактический и образовательный характер. В первом речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении посредством информирования родителей и воспитателей. Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные для дальнейшего развития ребенка, во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и воспитателей с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений. Психологическая профилактика Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса. Психологическая диагностика Цель: получение информации об уровне психологического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса. Предметом психологической диагностики в условиях дошкольного учреждения являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психологическом развитии. Развивающая и коррекционная работа Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития. Эта работа предполагает активное воздействие на процесс психического развития и формирования личности дошкольника при сохранении индивидуальности ребенка, осуществляемое на основе совместной деятельности педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинского работника. 2 Психологическое консультирование . Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. Психологическое просвещение. Цель: создание условий для администрации ДОУ и родителей повышения психологической компетентности педагогов, Каждое из названных направлений в рабочей программе педагога-психолога ГБДОУ строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, опирается, в основном, на игровые технологии и приемы. 3