Аннотация к рабочей программе учителя-логопеда Енькиной Т.А. на 2024-2025 учебный год. Данная рабочая программа разработана учителем-логопедом Т.А. Енькиной в соответствии с АООП ДО ГБДОУ детский-сад №51 Приморского района СанктПетербурга. Рабочая программа разработана с учетом целей и задач адаптированной образовательной программы дошкольного учреждения, потребностей и возможностей воспитанников ГБДОУ. Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми и обеспечивает всестороннее развитие речи детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В качестве нормативно-правового обоснования рабочей программы выступают: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 4 августа 2023 г. года); Приказ №1022 Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы – адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»; Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.09.2009 № 06-1216 «О совершенствовании комплексной многопрофильной психологопедагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (одобрена решением от 7.12 2017 г. Протокол № 6/17) Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648- 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.З685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; Приказ Минобрнауки России от 23.08.2018 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; письмо Минобрнауки России от 15.0З.2018 NTC-72807 «Об организации работы по СИПР»; Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 (ред. от 29.06.2016) «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении «Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»»; Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог" (подготовлен Минтрудом России 20.12.2022); Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»; Устав учреждения: ГБДОУ детский сад №51 Приморского района Санкт Петербурга Положение о группе компенсирующей (комбинированной) направленности; Рабочая программа учителя-логопеда является обязательным педагогическим документом, обеспечивающим реализацию функций профессиональной деятельности и систему образовательной работы с детьми по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста с ТНР. Рабочая программа разработана на базе следующих образовательных программ: - Адаптированная общая образовательная программа Дошкольного образования для детей с ОВЗ ГБДОУ детский сад № 51 компенсирующего вида Приморского района СанктПетербурга. - Т. Б. Филичева. Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. Коррекция нарушения речи. Программы ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - М.: Просвещение, 2010. - Л.В. Лопатина. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с ТНР. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015. Рабочая программа состоит из трех основных разделов: целевого, содержательного и организационного. Срок реализации программы – 1 год. Программа рассчитана на обучающихся старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическими нарушениями. Цель рабочей программы – планирование (перспективное) коррекционной работы с учетом особенностей развития и возможностей каждого воспитанника дошкольного возраста, управление образовательным процессом по коррекции нарушений развития детей. Для детей с ТНР оно выражается в психолого-педагогической и коррекционноразвивающей поддержке, позитивной абилитации и социализации, развития личности детей дошкольного возраста и подготовке к общению и обучению в условиях школы. В процессе коррекционной работы решаются следующие задачи: - раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений; - создание комплекса коррекционно - развивающей работы в условиях ГБДОУ для детей дошкольного возраста, учитывая особенности психофизического развития и индивидуальные возможности. - осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ. Учебный год начинается первого сентября и условно делится на три периода: I период – подготовительный период: сентябрь (1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации), октябрь, ноябрь; II период – основной период: декабрь, январь, февраль – реализация программ коррекционной работы; III период – обобщающий, заключительный период: март, апрель, май (2-я половина мая – диагностическое обследование, мониторинг по итогам учебного года). Структура программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) включает в себя последовательность следующих этапов: I. Анализ диагностической информации о ребенке и проведение комплексного психолого-педагогического обследования. II. Прогнозирование и разработка содержания коррекционно-развивающей работы с детьми. III. Качественный характер реализации коррекционно-развивающих и восстановительно-реабилитационных мероприятий, требующих участия в их реализации семьи, необходимых специалистов. IV. Мониторинг качества оказанных воздействий и оценка эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми. В логопедии актуальность проблемы диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена ростом числа детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в школьном возрасте. Это обусловливает актуальность программы и ее необходимость.