Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 51 компенсирующего вида Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
Педагогическим Советом
ГБДОУ детский сад № 51
Приморского района Санкт-Петербурга
от 27 августа 2025 г. Протокол № 1
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий ГБДОУ детский сад № 51
Приморского района
Санкт-Петербурга
_____________С.В.Краевая
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Развивай-ка»
на 2025 – 2026 учебный год
Возраст обучающихся: с 4 до 5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор программы:
педагог дополнительного образования
Алирзаева Наида Магомедовна
Санкт - Петербург
2025
Структура образовательной программы
І. Пояснительная записка
1.1. Актуальность программы
1.2. Новизна и актуальность в современном образовании
1.3. Характерные особенности программы
1.4. Цель и задачи программы
1.5. Принципы построения программы
Предметно-пространственная среда
Мониторинг
Ожидаемые результаты
Направленность
Учебный план
II. Тематический план программы «Развивай-ка»
Работа с родителями
Методическое обеспечение
2
Программа кружка «РАЗВИВАЙ-КА»
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно
говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский.
І. Пояснительная записка
1.1. Актуальность программы
Современное общество живет в потоке информации, новых научных разработках,
современных технологий.
Дошкольникам XXI века необходимо иметь первоначальные знания по математике,
информатике, экономике. Дошкольный возраст наиболее продуктивный для развития
окружающего мира. У детей формируются познавательные процессы: как непроизвольное
внимание, предметное восприятие, логическое мышление, активная речь.
Данная программа направлена на развитие первоначальных математических
представлений; формированию приемов умственной деятельности; развитию мышления,
воображения, памяти и связной речи.
Занятия построены в игровой форме с использованием дидактических и развивающих
игр и современных педагогических технологий. Именно играя, ребенок получает
удовольствие и радость, проявляет свои умения, навыки, творческую самостоятельность.
Играя с предметами на основе блоков Дьенеша, осваивает геометрические формы способы
обследования внешних свойств предмета; подбирает и группирует предметы по признакам,
находит сходство и различие; с палочками Кюизенера осваивает понятие число, числовой
ряд. В процессе игры с кубиками Никитина дети тренируют навыки счета, упражняются в
ориентировке в пространстве и во времени, развивают конструктивные способности,
внимание, память, мелкую моторику, логическое мышление, воображение и речь. В играх
с дидактическим материалом дети овладевают арифметическими действиями; выявляют
равенство и неравенство групп предметов, дети осваивают способы воссоздания фигур из
элементов; преобразовывают их и видоизменяют.
В программе детям предлагаются графические задания, которые способствуют
закреплению полученных знаний, развивают графическую деятельность ребенка.
Решая задачи нестандартным способом, дети находят свои пути, проявляют
самостоятельную творческую находчивость. Игры с правилами помогают ребенку
сосредоточиться, и выполнять задания по правилам. Играя, ребенок развивается,
приобретает новые знания, умения, которые послужат дальнейшим успехам в жизни
ребенка.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем и сложность
материала, предлагаемого для запоминания и воспроизведения; увеличивается темп
выполнения заданий.
Задания и упражнения на занятии взрослый может использовать дифференцированно,
учитывая психофизические особенности и индивидуальные возможности ребенка.
Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и кубики Никитина сохраняют актуальность благодаря
своей универсальности и многогранности, развивая пространственное мышление, логику,
математические способности и мелкую моторику у детей в игровой форме, что делает их
ценным инструментом в современном образовании.
3
1.2. Новизна и актуальность в современном образовании
Игровая форма обучения:
Эти игры позволяют детям осваивать сложные понятия через игру, что соответствует
современным тенденциям в педагогике, делая процесс обучения интересным и
увлекательным.
Развитие универсальных навыков:
Игры развивают не только математические способности, но и аналитическое мышление,
логику, пространственное и зрительное восприятие, а также мелкую моторику, что важно
для гармоничного развития ребенка.
Многогранность применения:
Каждый из наборов можно использовать для решения множества педагогических задач,
от знакомства с формами и цветами до построения объемных фигур и изучения состава
числа, что делает их универсальным дидактическим материалом.
Адаптивность:
Игры подходят для разных возрастов, от малышей до младших школьников, позволяя
постепенно усложнять задания и адаптировать их под уровень развития ребенка.
Выбор направления программы объясняется следующими факторами:
• Дидактический развивающий игровой материал доступен детям, интересен и
способствует
развитию
мыслительной
деятельности,
формирует
математические представления и знания, способствует развитию воображения,
творчества.
• Занятия проводятся в знакомой обстановке. Каждый ребенок выполняет задания
на своем постоянном месте.
• Для проведения занятий не требуется больших помещений.
• Вариативность заданий и упражнений довольно высока.
• Используются графические задания, способствующие закреплению
полученных знаний, но и информируют родителей о теме занятий.
Программа «Развивай-ка» предполагает использование следующих игровых технологий:
1. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей
2. Технология Б.П. Никитина «Ступеньки творчества», которая предполагает развитие
творческих способностей детей с помощью развивающих игр Никитина.
Технологии З. Дьенеша и Д. Кюизенера, направленные на раннюю логическую
пропедевтику и подготовку мышления детей к усвоению математики.
1.3. Характерные особенности программы:
1. Воплощение концепции личностно ориентированной модели развития и воспитания
детей.
2. Развивающие задачи ставятся и решаются с учетом индивидуальных возможностей
развития каждого ребенка, освоенности им способов действия.
3. Комплексный подход, взаимосвязь с другими видами деятельности, использование
различных способов и приемов в решении развивающих задач.
4. Все задачи решаются по средствам игры и игровых действий.
4
5. Широкое применение наиболее эффективных пособий, таких как логические блоки
Дьенеша и палочки Кюизенера, кубики Никитина.
6. Применение здоровьесберегающих технологий.
7. Все задания объединены единым сюжетом и построены по принципу от простого к
более сложному.
8. Взрослый — это равноправный участник игр и упражнений, способный, как и ребенок,
ошибаться.
9. Взрослый не спешит указывать детям на ошибки, давая возможность заметить их
самостоятельно, и побуждает детей к самостоятельному поиску решения, в том числе и
экспериментальным путем.
Программа кружка реализуется на платной основе в процессе занятий игрового
характера.
1.4. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие
интеллектуальных, математических
и творческих
способностей дошкольников в процессе игровой деятельности с развивающими играми Б.П.
Никитина, З. Дьенеша, Д. Кюизенера.
Задачи:
1. Формирование логико-математического мышления дошкольников.
2. Формирование
3.
4.
5.
6.
7.
8.
мыслительных
операций
(анализ,
сравнение,
обобщение,
классификация).
Формирование конструктивного мышления дошкольников 4-5 лет.
Развитие мышления, фантазии, воображения.
Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, обосновывать свои
суждения.
Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение с
указанными правилами.
Формировать интерес к предмету; устанавливать отношения со сверстниками.
Знакомство с цифрами.
1.5. Принципы построения программы:
систематичности и последовательности;
доступности (характер и объем заданий соответствует уровню развития и
подготовленности детей);
наглядности (постоянное использование в играх и упражнениях наглядного
материала);
равноправного партнерства взрослого и ребенка;
практичности (комплекс различных приемов: игровой, прием соревновательности,
сотворчества)
Примечание. В работе с дошкольниками педагог ориентируются без какого-либо
ограничения, без конкурсных отборов и независимо от наличия у них природных и
специальных физических данных.
5
1.6.Учебный план
Дни недели
вторник
Время
проведения
16.00-16.20
четверг
16.00-16.20
Форма проведения
групповое
Количество занятий
в месяц
всего
8
64
1.7. Предметно-пространственная среда.
Для успешной
работы
необходима специально организованная
предметно-пространственная среда: помещение с наличием как места для работы детей за
столами, так и достаточно места для проведения игр, в том числе
и
подвижных.
Наличие
демонстрационного и
раздаточного материалов. Наличие на каждого
ребенка развивающих игр (блоков Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина).
1.8. Мониторинг
Формой проведения итогов реализации программы являются:
• Открытые занятия для родителей.
• Экспресс диагностика:
1. «Сложи узор».
2. Назови цифры.
3. Отсчитывание на слух.
4. «Что лишнее?».
1.9. Ожидаемые результаты:
– уверенно решают задачи на геометрическое построение и перестроение при помощи
палочек, кубиков, блоков;
– обследуют фигуры, выделяя их основные признаки;
– умеют сравнивать;
– знают числа, цифры в пределах 10, умеют изображать графически;
– умеют словесно описывать фигуру;
– имеют широкий кругозор, умеют наблюдать, анализировать;
– классифицируют предметы по двум свойствам;
– сформированы пространственные понятия;
– умеют вести поиск решения самостоятельно, руководствуясь схемой и направлением
анализа, алгоритмом;
активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх
моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу; – придумывают
новые варианты игр, сюжетов совместно с взрослыми и другими детьми.
1.10. Направленность:
Программа социально-гуманитарной направленности.
Авторская программа педагога дополнительного образования Алирзаевой Наиды
Магомедовны «Развивай-ка» опирается на принципы развивающего обучения и воспитания
детей. Данная программа по содержательной, тематической направленности является
социально-педагогической; по функциональному предназначению развивающие игры
способствуют решению задач всех пяти областей.; по форме организации –
индивидуально-подгрупповой;
Все занятия с детьми направлены на развития у детей творческих способностей, которое
определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое,
6
оригинальное, анализируя воображение, и реализует свой замысел на средства его
воплощения, а логические развивающие игры позволяют ребенку овладеть способами,
необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений.
Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения
материала.
Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала,
использование методических пособий, дидактических игр с элементами кинезиологических
упажненийподвижных игр, использование пальчиковой, дыхательной, психогимнастики и
речь с движениями.
7
II. Тематический план программы «Развивай-ка»
Месяц/неделя Познавательная деятельность
Октябрь
1.Тема: Знакомство с блоками
1 неделя
Дьенеша. (цветом, и величиной
блоков).
Альбом «Маленькие логики».
Д/И: «Найди все фигуры такого
же цвета, как это ..»
Д/И: «Дай мишке все синие
фигуры, зайчику – желтые, а
мышке – красные».
Д/И: «Дай зайчику все большие, а
петушку все маленькие».
Физминутка. «Деревья»
«Похлопаем в ладошки»
2 неделя
3. Тема: Знакомство с формой
предметов. (круглой)
Д/И: «Бусы для мамы», Д/И:
«Цветок», «Гусеница».
Цель: продолжать учить детей
группировать предметы по двум
признакам : цвету и форме
( круглой ), понимание смысла
выражения «такой же по цвету и
форме»; развивать
внимательность быстроту и
точность движений рук при
действий с блоками.
Пальч/гимн: «Волшебные ручки»
Хороводная/игра: «Мы осенние
листочки»
3 неделя
5. Тема: Знакомство с формой
предметов (квадратной)
Д/И: «Дорожка к детскому саду»,
Д/И: «Найди все фигуры
квадратной формы, как это..»,
Д/И: «Башенка Цель: Продолжать
учить детей умению
группировать однородные
8
Познавательная деятельность
2. Тема: «В гостях у медведя»
Свойства предметов обобщение
предметов в группы; сравнение;
выделение общих признаков
(большие- маленькие)
Игры: Блоки Дьенеша
Дидактические упражнения: выложи
дорожку из геометрических фигур.
Дидактические упражнения: каждой
фигуре свое место.
Конструктивные навыки.
Делаем из геометрической мозаики:
медведь.
Счетные навыки
Посчитай и выложи столько же
Формирование волевых усилий.
Топни-хлопни.
Развитие логического мышления
Что лишнее.
Разгадывание загадок.
Продолжи
последовательность.
4. Тема: «В гостях у мышки»
Свойства предметов обобщение
предметов в группы; сравнение;
выделение
общих
признаков
(толстые-тонкие)
Игры: Блоки Дьенеша
Дидактические упражнения: выложи
дорожку из геометрических фигур.
Дидактические упражнения: каждой
фигуре свое место.
Счетные навыки
Посчитай и выложи столько же
Формирование волевых усилий.
Карлики и великаны Развитие
логического мышления
•
Что лишнее.
•
Разгадывание загадок.
•
Продолжи
последовательность.
6. Тема «В гости к зайчику»
Свойства предметов
обобщение предметов в группы;
сравнение; выделение общих
признаков (толстые-тонкие,
большие-маленькие)
Игры: Блоки Дьенеша
предметы, совершенствовать
умение детей оперировать
полученными знаниями путем
накладывания по образцу блоков
на изображение.
Речь с дв. «Я на скрипочке
играю»
Пальчиковая гимнастика:
«Этот пальчик хочет спать»
4 неделя
Ноябрь
неделя
2 неделя
Дидактические упражнения:
выложи дорожку из геометрических
фигур.
Дидактические упражнения: каждой
фигуре свое место.
Сосчитай и сравни.
Формирование волевых усилий.
Карлики и великаны
Конструктивные навыки.
Делаем из геометрической мозаики:
медведь.
•
Что лишнее.
•
Разгадывание загадок.
•
Продолжи
последовательность.
7. Тема: Знакомство с палочками 8. Тема: «Запасливый ежик»
Кюизенера. Альбом «Волшебные Свойства предметов обобщение
дорожки» Д/И: «Разноцветные
предметов в группы; сравнение;
дорожки
(стр. 1-5)». выделение общих признаков
Цель: Познакомить детей с
(длинные-короткие)
эталонами цвета, развивать
Игры: Палочки Кюизенера.
умение группировать,
Дидактические упражнения:
классифицировать палочки по
выложи дорожку, забор, лесенку.
цвету. Развивать речь, внимание, Сосчитай и сравни.
память. Физ.минутка:
Формирование волевых усилий.
«Снежинки»
Превращалки
Дых/гимн: «Дуем на снежинок»
Конструктивные навыки.
Делаем из палочек - ежа Развитие
логического мышления
Разгадывание загадок.
Продолжи последовательность.
1 1. Тема: Знакомство с формой
2. Тема: «Белочка затейница»
предметов (прямоугольной)
Свойства предметов обобщение
Д/И: «Пряничный домик», Д/И:
предметов в группы; сравнение;
«Разноцветная дорожка», Д/И:
выделение общих признаков
«Разложи все фигуры
(форма)
прямоугольной формы, ка это..»
Игры: Палочки Кюизенера.
Цель: Познакомить детей с
Дидактические упражнения:
блоками прямоугольной формы,
выложи дорожку, забор, лесенку.
развивать умение детей
Сосчитай и сравни.
оперировать полученными
Формирование волевых усилий.
знаниями путем накладывания по Превращалки Конструктивные
образцу на изображение, вызвать навыки.
эмоциональный настрой на
Делаем из палочек – ежа
познавательную деятельность.
Счетные навыки
Физ. минутка: «Ножки, ножки где Посчитай и выложи столько же
вы были»
Развитие логического мышления
Пальчиковая гимнастика «Шел,
Разгадывание загадок.
шел белый гриб нашел».
Продолжи последовательность.
Картинка сломалась.
Найди пару.
3. Тема: Д/И: «Друзья –
4. Тема: «В гости к елочке»
ушастики» Д/И: «Домики»
Свойства предметов обобщение
Цель: Продолжать учить детей
9
3 неделя
4 неделя
Декабрь
неделя
1
группировать по двум признакам:
цвету и форме (квадратной и
треугольной), понимание смысла
выражения такой же по цвету и
форме , развивать
внимательность, память,
используя прием наложения.
Физ.минутка: «Листочки»
Пальч/гимн: «За ягодами».
предметов в группы; сравнение;
выделение общих признаков (цвет)
Игры блоки Дьенеша
Раздели фигуры по цвету.
Формирование волевых усилий.
Снегурочка
Конструктивные навыки.
Дидактические упражнения: Кубики
Никитина «Сложи большую и
маленькую елочку».
Счетные навыки
Посчитай и сравни.
Развитие логического мышления
5. Тема: Д/И: «Разноцветные
зайчата» Д/И: «Бабочки
красавицы» Цель: Продолжать
учить детей систематизировать и
классифицировать
геометрические фигуры по цвету
и форме, используя прием
наложения блоков на
изображение; развивать
Физ.минутка: «Зайке холодно
сидеть»
П/И: «У медведя во
бору».внимательность,
сообразительность.
7. Тема: Д/И: «Сложи квадрат»,
Д/И: «Большой и маленький
парусник», Д/И: «Велосипед»,
Д/И: «Грузовик», «Ракета»
Цель: Учить детей составлять
квадрат из двух треугольников,
закреплять умение выкладывание
блоков на образец, ориентируясь
на цвет и форму деталей
используя прием наложения.
Речь с дв. «Утята»
П/И: «Гуси – гуси»
6. Тема: «Цифра 1»
Знакомство с цифрой. Работа с
наборным полотном Обводим.
Формирование волевых усилий.
Хлопни. Найди картинки.
Конструктивные навыки.
Дидактические упражнения: блоки
Дьенеша «Сложи елочку».
Развитие логического мышления
Разгадывание загадок.
Найди пару.
Тема: Знакомство с формой
предметов (треугольной )
Д/И: «Сказочное солнышко»,
Д/И: «Цветочек», Д/И: «Ёлочка»,
Д/И: «Найди все фигуры
треугольной формы»
Цель: Продолжать учить детей
группировать фигуры по форме,
накапливать сенсорный опыт,
предлагая им действовать с
блоками разных цветов,
ориентируясь на слова такой , не
2. Тема: «Цифра 2» Знакомство с
цифрой. Работа с наборным
полотном Обводим. Лепим.
Формирование волевых усилий.
Хлопни. Найди картинки.
Конструктивные навыки.
Дидактические упражнения: с
палочками Кюизенера «Сложи
пирамидки большую и маленькую».
Выложи цифру.
Как получилась число 2 (1 длинная
– 2 коротких)
10
8. Тема: «В гости к цифре
1»
Закрепление цифры.
Работа с наборным полотном.
Графическое задание.
Формирование волевых усилий.
«Снежинка, сугроб, сосулька»
Конструктивные навыки.
Дидактические упражнения: кубики
Никитина «Сложи орех».
Развитие логического мышления
•
Разгадывание загадок.
•
Что лишнее
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Январь
неделя
такой.
Речь с дв. «Мы листики осенние»
Физ.минутка «Листья осенние»
3. Тема: Альбом «Волшебные
дорожки (стр. 6-7)».
Д/И: «Зайчики-трусишки»,
Д/И: «Вот козлят считает мама».
Цель: Учить детей простейшим
способам действий с палочками,
подбирать предметами в
определенной
последовательности,
ориентируясь на их цвет и длину.
Физ.минутка: «Дует ветер»
Речь с дв.
«Мы погреемся немножко»
ав. Аджи стр. 97.
5. Тема: Альбом «Волшебные
дорожки (стр. 8-9)».
Д/И: «В гостях у сказки»
Цель: Развивать конструктивные
навыки, словарного запаса детей,
внимания, закрепление названий
цветов и оттенков.
Хороводная игра: «Заморожу»
Психо/гимн: «Заводные
игрушки»
Развитие логического мышления •
Разгадывание загадок.
•
Найди пару.
4.Тема: «В гости к цифре 2»
Закрепление цифры.
Работа с наборным полотном.
Графическое задание.
Формирование волевых усилий.
«Снежинка, сугроб, сосулька»
Конструктивные навыки.
Дидактические упражнения: кубики
Никитин «Сложи вертушки ».
Развитие логического мышления
•
Разгадывание загадок.
•
Продолжи
последовательность (по 2)
6.Тема: «Цифра 3» Знакомство с
цифрой. Работа с наборным
полотном Обводим.
Формирование волевых усилий.
Хлопни. Костер
Конструктивные навыки.
Дидактическое упр. с Блоками
Дьенеша «Снеговик»
Дидактические упражнения: с
палочками Кюизенера
Выложи цифру.
Как получилась число 3 (1 длинная
– 3коротких)
Развитие логического мышления
•
Разгадывание загадок.
•
Найди пару.
7. Тема: Альбом «Волшебные
8.Тема: «В гости к цифре 3»
дорожки (стр. 10-11-12)».
Закрепление цифры.
Д/И: «В гостях у сказки»
Работа с наборным полотном.
Цель: Закрепить знания эталонов Графическое задание.
цвета и их название. Развивать
Работа с числовым домиком.
умение соотносить предметы по
Формирование волевых усилий.
цвету, по величине. Организовать «Костер» Конструктивные навыки.
сюжетно-ролевую игру, развивать Дидактические упражнения: кубики
умение согласовывать действия,
Никитина «Сложи змейку».
считаться с мнением товарищей.
Развитие логического мышления
Словесная/игра: «Хлоп – хлоп»
•
Разгадывание загадок.
Пальч/гимн: «Снежок».
•
Что лишнее.
3 1.Тема: Альбом «Волшебные
2.Тема: «Цифра 4» Знакомство с
дорожки (стр. 13-14)».
цифрой. Работа с наборным
Д/И: «Закрывай скорей окошки – полотном Обводим.
ты спасешь мышей от кошки»
Формирование волевых усилий.
Цель: Развивать конструктивные Хлопни. «Вьюга, мороз, снег»
навыки, словарного запаса детей, Конструктивные навыки.
внимания, закрепление названий Дидактическое упражнение с
цветов и оттенков. Речь с
Блоками Дьенеша «Гусеницы»
11
движением: Мы погреемся
немножко»
П/И: «Зайка беленький сидит»
4 неделя
2 неделя
3. Тема: Альбом «Волшебные
дорожки» Закрепление.
Д/И: «Построим заборчик »
Д/И: «Найди и покажи»
Д/И: «Разложи по цвету»
Цель: Закрепить знания эталонов
цвета и их название. Развивать
умение соотносить предметы по
цвету, по величине. Развивать
умение сравнивать предметы по
ширине, величине. Развивать
воображение, логическое
мышление, речь.
Пальч/гимн: «Семя»
Психо/гимн: «Путешествие на
море».
1.Тема: Знакомство с кубиками
Никитина Д/И: «Сложи узор »
Д/И: «Разноцветные кубики»
Цель: Познакомить с игрой
«Сложи узор», формировать
представления детей об окраске
граней у кубиков, развивать
сообразительность, внимание,
мышление.
Пальч/гимн: « Гномики – прачки»
Хороводная/игра: «Снежиночки –
пушиночки».
3.Тема: Альбом «Чудо кубики
стр. 4-5 »
Д/И: «Угадай камешек по цвету»,
Д/И: «Флажок»
Цель: Развивать мелкую
моторику пальцев, память,
мышления, воображения,
закреплять знания цвета.
Физ.минутка: «Семья»
П/И: «Ровным кругом»
12
(выкладывать по заданному
признаку.
Дидактические упражнения: с
палочками Кюизенера
Выложи цифру.
Как получилась число 4
Развитие логического мышления
•
«Найди 9»
•
Что лишнее
4.Тема: «В гости к цифре 4»
Закрепление цифры.
Работа с наборным полотном.
Графическое задание.
Работа с числовым домиком.
Формирование волевых усилий.
«Хлопни», «Сосулька-солнце»
Конструктивные навыки.
Дидактические упражнения: кубики
Никитина «Сложи сердце».
Развитие логического мышления
• Что лишнее.
• Продолжи последовательность.
2.Тема: «Цифра 5» Знакомство с
цифрой. Работа с наборным
полотном Обводим.
Формирование волевых усилий.
Хлопни. «Посмотри и сделай»
Конструктивные навыки.
Дидактическое упр. с блоками
Дьенеша Дидактические
упражнения: с палочками
Кюизенера
Выложи цифру.
Как получилась число 5 Развитие
логического мышления
•
«Найди 9»
•
Что лишнее
4.Тема: «В гости к цифре 5»
Закрепление цифры.
Работа с наборным полотном.
Графическое задание.
Работа с числовым домиком.
Формирование волевых усилий.
«Считалка», «Хлопни-топнипокружись»
Конструктивные навыки.
Дидактические упражнения: кубики
Никитина
Развитие логического мышления
• Что лишнее.
•
Продолжи
последовательность
3 неделя
5.Тема: Альбом «Чудо кубики
стр. 6-7».
Д/И: «Разноцветные полотенца»,
Д/И: «Сколько окон у трамвая».
Цель: Обогащать сенсорный опыт
малышей в процессе действия с
кубиками, развивать словарный
запас детей, мелкой моторики,
внимания и мышления. Речь с
движением: «Поможем ручейку»
ав. А.В. Аджи стр. 122.
Дых/гимн: «Кораблик».
4 неделя
7.Тема: Альбом «Чудо кубики
стр. 8-9». Д/И: «Гирлянда»,
Д/И: «Цветы на клумбе».
Цель: Формировать
представления детей об окраске
граней у кубиков (два цвета)
П/И: «Самолеты»
Пальч/гимн: «Сидит белка на
тележке»
Март
неделя
2 неделя
1 1.Тема: Альбом «Чудо кубики
стр. 10-11». Д/И: «Змейка»,
Д/И: «Ёлочки – красавицы».
Цель: Развивать
сообразительность, внимание,
комбинаторские способности.
Пальч/гимнастика: «Цветы»
Психо/гимн: «Волшебные цветы»
3.Тема: Альбом «Чудо кубики
стр. 12-14» Д/И: «Петрушка»,
Д/И: «Шахматная доска»
Цель: Развивать
сообразительность,
пространственное воображение,
13
6.Тема: «Цифра 6» Знакомство с
цифрой. Работа с наборным
полотном Обводим.
Формирование волевых усилий.
Хлопни. «Вьюга, мороз, снег»
Конструктивные навыки.
Дидактическое упражнение с
Блоками Дьенеша (жуки)
Дидактические упражнения: с
палочками Кюизенера
Выложи цифру.
Как получилась число 6 Развитие
логического мышления
•
Разгадывание загадок.
•
«Найди 9»
8.Тема: «В гости к цифре
6»
Закрепление цифры.
Работа с наборным полотном.
Графическое задание.
Работа с числовым домиком.
Формирование волевых усилий.
«Считалка» «Хлопни-топнипокружись»
Конструктивные навыки.
Дидактические упражнения: кубики
Никитина
Развитие логического мышления
• Что лишнее.
•
Продолжи
последовательность
2.Тема: «Цифра 7» Знакомство с
цифрой. Работа с наборным
полотном Обводим.
Формирование волевых усилий.
«Наоборот» Конструктивные
навыки.
Дидактическое упражнение с
Блоками Дьенеша
Дидактические упражнения: с
палочками Кюизенера
Выложи цифру.
Как получилась число 6 Развитие
логического мышления
•
Разгадывание загадок.
4.Тема: «В гости к цифре 7»
Закрепление цифры.
Работа с наборным полотном.
Графическое задание.
Работа с числовым домиком.
Формирование волевых усилий.
«Хлопни-топни покружись»
цветоощущение, умение
анализировать.
Физ.минутка: «Медвежонок»
П/И: «Медведь»
3 неделя
5.Тема: Блоки Дьенеша; Альбом
«Маленькие логики – 2»
Д/И: «Домик Белочки»
Д/И: «Мы шагаем по мосту»
Д/И: «Большой – маленький»
Пальч/гимн: «Где обедал
воробей»
П/И: «Воробушки и автомобиль»
4 неделя
7.Тема: Блоки Дьенеша: Альбом
«Маленькие логики – 2»
Д/И: «Ёжик»
Д/И: «Сказка про зайчика»
Д/И: «Тонкий – толстый»
Физ.минутка: «Пчела»
П/И: «Ровным кругом»
Апрель
неделя
1 1.Тема: Палочки Кюизенера:
Альбом «На золотом крыльце»
Д/И: «Олень»
Д/И: «Домик с забором»
Д/И: «Верблюд» Цель: Развивать
умение работать со схемой,
закреплять накладывать палочки
на их изображения. П/И:
«Курица-хохлатка»
Пальч/гимн: «Утка»
2 неделя
3.Тема: «Палочки Кюизенера:
Альбом «На золотом крыльце»
Д/И: «Яблоко»
Д/И: «Домик в деревне»
Д/И: «Кит»
Д/И: «Мышка»
14
Конструктивные навыки.
Дидактические упражнения: кубики
Никитина
Развитие логического мышления
• Что подходит.
•
Продолжи
последовательность
6.Тема: «Цифра 8» Знакомство с
цифрой. Работа с наборным
полотном Обводим.
Формирование волевых усилий.
«Наоборот» Конструктивные
навыки.
Дидактическое упр с Блоками
Дьенеша
Дидактические упражнения: с
палочками Кюизенера
Выложи цифру.
Как получилась число 6 Развитие
логического мышления
•
Разгадывание загадок.
8.Тема: «В гости к цифре 8»
Закрепление цифры.
Работа с наборным полотном.
Графическое задание.
Работа с числовым домиком.
Формирование волевых усилий.
«Будь внимательным»
Конструктивные навыки.
Дидактические упражнения: кубики
Никитина
Развитие логического мышления
• Что подходит.
•
Продолжи
последовательность
2.Тема: «В гости к цифрам»
Закрепление цифр.
Работа с наборным полотном.
Графическое задание.
Работа с числовым домиком.
Формирование волевых усилий.
«Будь внимательным»
Конструктивные навыки.
Дидактические упражнения с
блоками Дьенеша
Развитие логического мышления
•
Что подходит.
4.Тема: «Цифра 9» Знакомство с
цифрой. Работа с наборным
полотном Обводим.
Формирование волевых усилий.
«Наоборот» Конструктивные
навыки.
3 неделя
5.Тема: «Палочки Кюизенера:
Альбом «На золотом крыльце»
Д/И: «Цветок»
Д/И: «Котенок»
Д/И: «Улитка на солнышке»
Пальч/гимн: «Уточка»
П/И: «Птички в гнездышках»
Пальч/гимн: «Веселые зверята»
Речь с движением: «Лягушки»
4 неделя
7.Тема: «Палочки Кюизенера:
Альбом «На золотом крыльце»
Д/И: «Собачья семейка»
Д/И: «Лесенка»
Д/И: «Забор»
Цель: Развивать у детей
самостоятельности и активности
в процессе действия с палочками.
Пальч/гимн: «Гусеница»
П/И: «Солнышко и дождик»
Май
1 неделя
1.Тема: Блоки Дьенеша +
Палочки Кюизенера. Альбом
«Вместе весело играть»
Д/И: «Ремонт автобуса»
Д/И: «Почистим салон
пылесосом»
Цель: Развивать сенсорную
культуру, закреплять названия
цвета блоков, соотносить
предметы по цвету, уметь
выделять предметы с заданным
свойством.
Пальч/игра: «Мишка и весна»
П/И: «Бабочки и цветы
3.Тема: Блоки Дьенеша +
Палочки Кюизенера. Альбом
«Вместе весело играть»
Д/И: «На лесной лужайке»
Д/И: «Сидит белка на тележке»
2 неделя
15
Дидактическое упражнение с
Блоками Дьенеша
Дидактические упражнения: с
палочками Кюизенера
Выложи цифру.
Развитие логического мышления
•
Разгадывание загадок.
6.Тема: «В гости к цифре 9»
Закрепление цифры.
Работа с наборным полотном.
Графическое задание.
Работа с числовым домиком.
Формирование волевых усилий.
«Будь внимательным»
Конструктивные навыки.
Дидактические упражнения: кубики
Никитина
Развитие логического мышления
• Что подходит.
•
Продолжи
последовательность
8.Тема: «В гости к цифрам»
Закрепление цифр.
Работа с наборным полотном.
Графическое задание.
Работа с числовым домиком.
Формирование волевых усилий.
«Будь внимательным»
Конструктивные навыки.
Дидактические упражнения с
кубиками Никитина
Развитие логического мышления
•
Что подходит.
2.Тема: «Цифра 10»
Знакомство с цифрой. Работа с
наборным полотном Обводим.
Формирование волевых усилий.
«Наоборот» Конструктивные
навыки.
• Дидактическое упражнение с
Блоками Дьенеша
Дидактические упражнения: с
палочками Кюизенера
Выложи цифру.
Развитие логического мышления
•
Разгадывание загадок.
4.Тема: «В гости к цифре 10»
Закрепление цифры.
Работа с наборным полотном.
Графическое задание.
Работа с числовым домиком.
Цель: Развивать творческие
способности, речь, память,
внимания и воображения.
Речь с дв: «Улитка»
Пальч/гимн: «Паучок»
3 неделя
5.Тема: Блоки Дьенеша +
Палочки Кюизенера. Альбом
«Вместе весело играть»
Д/И: «Пять веселых поросят»
Д/И: «Мышка», «Цапля»
Цель: Развивать умения детей
оперировать полученными
знаниями путем накладывания
блоков и палочек на
изображения. Психо/гимн:
«Путешествие в лес»
Физ.минутка: «Хомка»
4 неделя
7.Тема: Блоки Дьенеша +
Палочки Кюизенера. Альбом
«Вместе весело играть»
Д\И: «Бабочка красавица»
Д/И: «Маленькие скворчата»
Д/И: «Паучок» Дых/гимн:
«Бабочки»
Пальч/гимн: «Солнышко»
Цель: Развивать у детей
самостоятельности и активности
в процессе действия с блоками и
палочками.
III КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Возраст
Дата начала
Дата
детей
обучения по
окончания
программе
обучения по
программе
4-5 лет
01.10.2025
31.05.2026
Формирование волевых усилий.
«Будь внимательным»
Конструктивные навыки.
Дидактические упражнения: кубики
Никитина
Развитие логического мышления
• Что подходит.
• Продолжи последовательность
6.Тема: «В гости к цифре 10»
Закрепление цифры.
Работа с наборным полотном.
Графическое задание.
Работа с числовым домиком.
Формирование волевых усилий.
«Будь внимательным»
Конструктивные навыки.
Дидактические упражнения: кубики
Никитина
Развитие логического мышления
• Что подходит.
•
Продолжи
последовательность
8.Тема: «В гости к цифрам»
Закрепление цифр.
Работа с наборным полотном.
Графическое задание.
Работа с числовым домиком.
Формирование волевых усилий.
«Будь внимательным»
Конструктивные навыки.
Дидактические упражнения:
кубиками Никитина
Развитие логического мышления
•
Что подходит. •
Всего
учебных
недель
Количество
учебных часов
Режим
занятий
32
64
2 раз в
неделю
по 20 мин.
IV Работа с родителями
Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному
усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке. Просветительскую
работу с родителями в форме консультаций, наглядной информации.
16
V Методическое обеспечение:
1.Цветные палочки Кюизенера
2.Альбом-игра (Палочки Кюизенера) «Волшебные дорожки», «Волшебные дорожки-2»
Автор: Б. Б. Финкельштейн.
3.Альбом-игра «На золотом крыльце». Автор:
4.Логические блоки Дьенеша
5.Альбом-игра Блоки Дьенеша для самых маленьких
6.Альбом-игра «Маленькие логики»
7.Альбом-игра «Вместе весело играть» (Палочки Кюизенера + Блоки Дьенеша)
8.Кубики Никитина
9.Альбом «Чудо кубики»
10. «Развитие речи во второй младшей группе» Автор: А. А. Аджи. ТЦ Учитель. Воронеж
2006 г.
11. Автор: С. Кантор
12. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»
Автор: Н.В. Нищева. Санкт-Петербург Детство-пресс 2010 г.
17