Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа В гостях у Мнемозины 6-7 лет

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 51 компенсирующего вида Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
Педагогическим Советом
ГБДОУ детский сад № 51
Приморского района Санкт-Петербурга
от 27 августа 2025 г. Протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий ГБДОУ детский сад № 51
Приморского района
Санкт-Петербурга
_____________С.В.Краевая

Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«В ГОСТЯХ У МНЕМОЗИНЫ»
на 2025 – 2026 учебный год

Возраст обучающихся: с 6 до 7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор программы:
педагог дополнительного образования
Семенова Ирина Борисовна

Санкт-Петербург
2025

Оглавление
1. Пояснительная записка.................................................................................. 3
1.1.

Актуальность программы..................................................................... 3

1.2.

Практическая направленность программы ......................................... 3

1.3.

Адресат программы .............................................................................. 3

1.4.

Цели и задачи программы .................................................................... 3

1.5.

Отличительные особенности программы............................................ 4

1.6.

Планируемые результаты ..................................................................... 5

1.7.

Условия реализации программы.......................................................... 5

1.8.

Режим занятий ...................................................................................... 5

1.9.

Уровни усвоения программы ............................................................... 6

1.10. Диагностическая часть ......................................................................... 7
2. Учебно-тематический план ........................................................................... 8
3. Календарный учебный график……………………………………………….9
4. Список литературы……………………………………………………………..9

Пояснительная записка
1.1.
Актуальность программы
Мы живем в информационный век, поэтому интерес к мнемотехнике
возрастает. Ею интересуются политики, которым необходимо часто выступать с
длинными речами, артисты театра и кино, профессиональные музыканты,
представители самых разных профессий, чья деятельность связана с
запоминанием большого объема информации. Мнемотехника (в переводе с
греческого «искусство запоминания»), - это система различных приемов,
облегчающих запоминание и увеличивающий объем памяти путем образования
дополнительных ассоциаций. Развитие памяти неразрывно связано с развитием
мышления. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. В
процессе реализации программы решаются несколько взаимосвязанных проблем:
у дошкольников формируются процессы запечатления, сохранения и
воспроизведения, того, что видят, слышат (памяти), интеллектуальные
возможности, расширяется круг знаний об окружающем, активизируется
словарный запас. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинноследственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее
и прошлое, образуя единое целое. Дошкольники учатся самостоятельно
кодировать информацию, занося ее в мнемодорожки и мнемотаблицы. Память
обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую,
но и умственную деятельность и в результате этого сама интеллектуализируется.
Развивать память значит, обеспечить развитие всей умственной деятельности
дошкольника.
1.2.
Практическая направленность программы
Программа дополнительного образования «Мнемотехника в развитии
дошкольников» направлена на развитие мышления, памяти, воображения и речи
дошкольников с помощью использования мнемотехнических приемов.
1.3.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей младшего, среднего и старшего дошкольного
возраста 3-7 лет. Сроки реализации программы: количество занятий в неделю 1
(время проведения занятия соответствует нормам СанПин, федеральным
государственным требованиям в соответствии с возрастной группой;
подготовительная к школе группа 30 минут), количество занятий в год - 32
занятия.
1.4.
Цели и задачи программы
Цель программы: развитие памяти, мышления и речи дошкольников при
обучении навыкам и приемам работы с мнемотехникой.
Задачи программы:

 развитие основных психических процессов памяти, внимания,
образного мышления, речи и др.;
 кодирование и перекодирование информации, т. е. преобразование из
абстрактных символов в образы и наоборот;
 развитие мелкой моторики рук при частичном или полном
графическом воспроизведении;
 развитие навыков письменной речи.
В основу блока «От сказки к сказке» программы легло методическое
пособие О.А. Новицкой «Конспекты комплексных занятий по сказкам с
детьми 4-5 лет» и методические рекомендации Т.Б. Полянской
«Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей
дошкольного возраста». Авторским вкладом является дополнение
содержания программы пятью темами актуальными для изучения
дошкольниками на основе русских народных сказок и включение в
занятия практической части по созданию мнемотаблиц, мнемодорожек и
коллажей. Также авторским вкладом является разработка блока
«Мнемотехник». Вклад в разработку этого блока составляет 75%. Так, 3
блок обучения состоит из 9 тем. Из них 4 темы разработаны автором
(кроме тем «Осень золотое время года. Составление рассказов о времени
года» «Зима», «Весна», и «Творческое рассказывание на заданную
тему»). 4 блок также состоит из 9 тем, 7 из которых являются авторской
разработкой («Осень золотое время года. Составление рассказов о
времени года», «Творческое рассказывание на заданную тему»). В рамках
разработанных автором тематических занятий дети учат стихи,
составляют ребусы, загадки, кодируют пословицы, поговорки и
скороговорки используя мнемотехнические приемы, составляют
творческие рассказы и мнемотаблицы к ним, обучаются практическим
приемам использования мнемотехники, четкой и правильной
артикуляции звуков родного языка и разнообразным формам
насыщенной самостоятельной, совместной и непосредственной
образовательной деятельности.
1.5.
Отличительные особенности программы
Особенностью программы является использование особых форм работы с
дошкольниками: самостоятельное кодирование литературных произведений;
создание картотек в мнемодорожках и мнемотаблицах стихов, пословиц,
скороговорок, загадок; создание коллажей к буквам, сказкам и временам года;
использование психогимнастик и дидактических развивающих игр и
упражнений; кодирование слов и составление ребусов.

1.6.
Планируемые результаты
По окончании реализации программы воспитанник должен: Иметь
представление: о способах кодирования информации литературных и авторских
произведений; о необходимости использования мнемотехнических приемов в
повседневной жизни, для облегчения запоминания информации. Знать:
скороговорок и проговаривать их при ускоренном темпе речи; 8-10 пословиц,
объясняя их смысл и составляя по ним творческие рассказы; достаточное
количество русских народных сказок; 8-10 стихотворений разных авторов о
временах года, социальных явлениях (детском саде, школе и др). Уметь:
самостоятельно кодировать информацию, используя графические аналогии;
составлять мнемодорожки и мнемотаблицы, объединяя полученные пособия в
картотеки; прочитывать смысл зашифрованной загадки, предлагая правильный
ответ; расшифровывать ребусы без помощи взрослого, самостоятельно
составлять ребусы; пользоваться мнемотехническими приемами в повседневной
жизни.
1.7.
Условия реализации программы
Методы и приёмы организации учебного процесса:
 чтение художественных произведений;
 проведение литературных бесед и викторин по знакомым
произведениям;
 проведения конкурсов и вечеров чтецов стихов;
 разгадывание и составление ребусов;
 пересказы;
 рассматривание
и
анализ
коллажей,
мнемотаблиц,
мнемодорожек;
 анализ прочитанных произведений; - выполнения творческих
заданий (создание мнемодорожек, коллажей, мнемотаблиц);
 игры на развитие речи, воображения, логического мышления; и др.
1.8.
Режим занятий
Программа «Мнемотехника в развитии дошкольников» рассчитана на 1
занятие в неделю, время занятия соответствует возрастной группе согласно
нормам СанПина. Структура занятий: Каждое занятие состоит из двух частей
теоретической и практической. Первая часть занятия отведена на изучение нового
материала, знакомство со сказкой, литературным произведением, а вторая часть
занятия практическая (составление коллажей, мнемотаблиц, мнемодорожек,
выполнение творческих заданий, игры на развитие речи и мышления, подготовка
к конкурсам и др.). Учет работы по программе проводится путем ежемесячного
ведения табеля посещения детей кружковой деятельности и предоставление

отчета в методический кабинет ДОУ о проведенных кружковых занятиях.
Разработанная программа может быть использована педагогами ДОУ,
родителями для развития связной речи, ознакомления с окружающим, обучению
правильному звукопроизношению, активизации словаря, обучению кодировать и
перекодировать информацию, развитию памяти, мышления и воображения. Для
подготовки детей к школьному обучению программа дополнительного
образования «Мнемотехника в развитии дошкольников» ставит перед педагогом
цель: выравнивание стартовых возможностей дошкольников в процессе развития
речи, совершенствования умения владения пользоваться, моделями,
пооперационными схемами, умением самостоятельно составлять мнемотаблицы.
1.9.

Уровни усвоения программы

Блок «Мнемотехник» Подготовительная группа
Низкий уровень. Дети не узнают и не проговаривают скороговорки по
мнемотаблице, не называют пословицы при работе с картотекой, затрудняются
работать с мнемотаблицами к загадкам. Не способны закодировать информацию
заложенную в загадке в стихотворение без помощи взрослого. Не отгадывает ни
одного элемента ребуса, не проявляет интереса к составлению ребусов.
Средний уровень. Проговаривают 3-4 скороговорок при ускоренном темпе
речи, называют и понимают смысл 3-4 пословиц. Составляют мнемотаблицы и
придумывает загадки при незначительной помощи взрослого, прочитывает
загадку по мнемотаблице, но затрудняется дать ответ. Составляют мнемотаблицы
к литературным произведения, при незначительной помощи взрослого.
Проявляют интерес к составлению ребусов, но самостоятельно не
предпринимают попытки составить ребус, отгадывают элементы, но не
составляет целое слово.
Высокий уровень. Проговаривают 5-6 скороговорок при ускоренном темпе
речи, называют и понимают смысл 5-6 пословиц. Прочитывая смысл
зашифрованной загадки, предлагает правильный ответ Самостоятельно
составляет мнемотаблицы к загадкам к стихам и другим литературным
произведениям и проявляет желание самостоятельно придумывать загадки.
Расшифровывает ребусы без помощи взрослого, проявляет попытки
самостоятельно составлять ребусы.
1.10.
Диагностическая часть
Для диагностирования по программе определили сроки 1-2 недели сентября
и 4 неделя мая. Организация этой части программы проходит в форме игр, бесед,
Мониторинг позволяет педагогу: выявить и проанализировать проблемы,
возникающие у воспитанников в процессе изучения материала; определить
общую тенденцию усвоения программного материала.

Для диагностирования дошкольников по теме программы, модифицирована
диагностика Л.В. Любимовой и Л.В. Коломейченко. Методика диагностирования
детей младшего дошкольного возраста по программе дополнительного
образования «Мнемотехника в развитии дошкольников».
Методика диагностирования детей подготовительной к школе группы по
программе дополнительного образования «Мнемотехника в развитии
дошкольников». Блок «Мнемотехник» Цель: Выявить знаний детей
подготовительной к школе группы. Условия: Использование стимульного
материала, в процессе диагностирования дошкольников. Методика:
Модифицированная диагностика Коломейченко Л.В.; Любимовой Л.В.
Содержание методики. Рассказывать скороговорки. Рассказывать пословицы и
поговорки отгадывать загадки мнемотаблиц с закодированными скороговорками
мнемотаблиц с закодированными пословицами мнемотаблиц с закодированными
загадками.
 Высокий уровень: проговаривают 5-6 скороговорок при ускоренном темпе
речи. Называют и понимают смысл 5-6 пословиц. Прочитывая смысл
зашифрованной загадки, предлагает правильный ответ. Проговаривают 3-4
скороговорок при ускоренном темпе речи. Называют и понимают смысл 3-4
пословиц.
 Средний уровень: прочитывает загадку, но затрудняется дать ответ.
 Низкий уровень: е узнают и не проговаривают скороговорки по
мнемотаблице. Не называют пословицы при работе с картотекой. Затрудняется
работать с мнемотаблицами к загадкам.
Картотека скороговорок в мнемотаблицах. Картотека пословиц в
мнемотаблицах. Мнемотаблицы с закодированным загадками.
 Высокий уровень: самостоятельно составляет мнемотаблицы к загадкам и
проявляет желание самостоятельно придумывать загадки
 Средний уровень: составляет мнемотаблицы и придумывает загадки при
незначительной помощи взрослого.
 Низкий уровень: не способен закодировать информацию заложенную в
загадке без помощи взрослого.
Умение кодировать информацию, расшифровывать ребусы.
 Высокий уровень: самостоятельно составляет мнемотаблицы к стихам.
Расшифровывает ребусы без помощи взрослого.
 Средний уровень: составляет мнемотаблицы при незначительной помощи
взрослого. Отгадывает элементы, но не составляет целое слово.
 Низкий уровень: не способен закодировать информацию заложенную в
стихотворение без помощи взрослого Не отгадывает ни одного элемента ребуса.
Д.и. «Ребусы» самостоятельно составлять ребусы.

 Высокий уровень: проявляет попытки самостоятельно составлять ребусы.
 Средний уровень: проявляет интерес к составлению ребусов, но
самостоятельно не предпринимает попытки составить ребус.
 Низкий уровень: не проявляет интереса к составлению ребусов.
2. Учебно-тематический план
Темы, количество занятий на 1 год реализации программы
Подготовительная группа
 Блок «Мнемотехник»
1. Осень золотое время года. Заучивание стихов об осени. 2
2. «Пословицы и поговорки русского языка» 4
3. Творческое рассказывание на тему скороговорок 4
4. «Спряталась загадка» 4
5. «Ребусы, ребусы, ах уж эти ребусы» 3
6. «Пословицы и поговорки русского языка» 4
7. «Скоро в школу» - заучивание стихов о школе. 4
8. По закодированным дорогам 4
9. Скоро лето 3
Итого: 32
3. Календарный учебный график
Возраст
Дата
Дата
Всего
Количество Режим занятий
детей
начала
окончания учебных
учебных
обучения
обучения
недель
часов
по
по
программе программе
6-7 лет








01.10.2025

30.05.2026

32

32

1 раз в неделю

4. Список литературы
Бабаева Т.И., Крулехт М.В. и др. Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как
работать по программе «Детство». М., Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с
помощью мнемотехники. -СПб.,
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие детей младшего дошкольного
возраста. Воронеж, Т.Ц. «Учитель»,
Колеватова А.А. Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи
[Электронный ресурс] /сайт «Фестиваль педагогических идей». Режим
доступа:
Методические советы к программе «Детство».- СПб., Изд-во «ДЕТСТВО ПРЕСС»,

 Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 45 лет. -СПб.: Паритет, с. 7.
 Омельченко Л.В. Использование приѐмов мнемотехники в развитии
связной речи» / Логопед,
 С Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении
рассказыванию детей дошкольного возраста. - СПб., Изд-во «ДЕТСТВОПРЕСС»,
 Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память / Ребенок в детском саду,
 С Чепурной Г. А. Мнемотехника: технология эффективного усвоения
информации в условиях современного образования: [учебно-методическое
пособие] / Чепурной Г. А. М.: Основа, с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».