Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Грамотеи 4-5 лет

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 51 компенсирующего вида Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
Педагогическим Советом
ГБДОУ детский сад № 51
Приморского района Санкт-Петербурга
от 27 августа 2025 г. Протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
ГБДОУ детский сад № 51
Приморского района Санкт-Петербурга
_____________С.В.Краевая

Рабочая программа
к дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей
программе социально-гуманитарной направленности
«ГРАМОТЕИ»
на 2025 – 2026 учебный год

Возраст обучающихся: с 4 до 5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор программы:
педагог дополнительного
образования
Егорова Ольга Александровна

Санкт-Петербург
2025
1

№ п/п

Оглавление
Название раздела программы

Стр.

1.

Цели и задачи программы

3

2.

Ожидаемые результаты

3

3.

Отличительные особенности программ

4

4.

Условия реализации программы

5

4.1.

5

4.2.

Краткая характеристика целевой группы потребителей
образовательной услуги
Формы и режим занятий

4.3.

Календарный учебный график

5

5.

5

6.

Учебно-тематический план дополнительной
образовательной программы «Грамотеи» 1 год обучения (45 лет)
Содержание обучения

7.

Формы и методы проведения занятий

7

8.

Список литературы

8

5

6

2

1.
Цели и задачи программы
Цели: подготовка дошкольников к освоению грамоты в школе, создание
условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически
развитого и эмоционального читателя.
Задачи:
Образовательные задачи
1.
Совершенствовать навыки устной речи, расширять словарный запас.
2.
Сформировать понятия – «предложение», «слово», «слог», «звук»,
«буква».
3.
Познакомить детей со звуками и буквами русского алфавита.
4.
Сформировать навыки звукобуквенного и слогового анализа слов.
5.
Сформировать знания детей о строении предложения: уметь называть
слова с указанием последовательности, строить схемы предложений.
6.
Сформировать навыков плавного слогового чтения с постепенным
переходом к самостоятельному, осмысленному и уверенному чтению целыми
словами.
7.
Формировать умение планировать свои действия в игровой ситуации,
выполнять правила игры.
Развивающие задачи
1.
Развивать речевой и фонематический слух.
2.
Развивать логическое и образное мышление, зрительное и слуховое
внимание, память, воображение.
3.
Развивать активность и любознательность, желание учиться,
творческие способности детей.
4.
Формировать правильную осанку.
5.
Развивать глазомер.
6.
Подготовить руку к письму.
7.
Развивать моторику пальцев рук.
Воспитательные задачи
1.
Воспитывать интерес к родному языку.
2.
Воспитывать интерес к чтению книг – источнику знаний, к родному
языку.
3.
Воспитывать дисциплинированность, организованность, чувства
коллективизма.
4.
Воспитывать выдержку, настойчивость в достижении результатов.
8.
Воспитывать интерес к чтению книг – источнику знаний, к родному
языку.
2.
Ожидаемые результаты
К концу года обучения дети 4-5 лет должны знать и уметь:
— знать пройденные буквы и их названия;
— уметь соотносить звук с буквой;
— различать гласные и согласные звуки;
— различать твердые, мягкие звуки;
— осознанно складывать простейшие слоги;
3

— правильно артикулировать звуки;
— слышит звук в словах и выделяет его;
— слышит звук, выделяет его в начале, в средине и в конце слова.

Для проверки результативности проводится диагностика, результаты
которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных
требований, предъявляемых детям в каждой возрастной группе.
Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также
применяются диагностические методики:
3.
Отличительные особенности программы
Содержание программы разработано с учётом преемственности дошкольного
и начального общего образования, предлагает разнообразный дидактический
материал по обучению дошкольников грамоте. На каждом занятии по
обучению грамоте решаются разные взаимосвязанные речевые задачи:
фонетические, лексические, грамматические, а на их основе – развитие
связной речи. В программе реализуется системный, комплексный,
личностный, теоретический подход к развитию детей. Распределение
программного материала соответствует возрастным и психофизиологическим
особенностям детей и реальным требованиям, предъявляемым к
современному обучению грамоте.
Отличительной особенностью дополнительной образовательной программы
«Грамотеи» является комплексное взаимодействие блоков программы, где
присутствует единый игровой сюжет. В программу включены три
неразрывно связанных между собой блока:
1. Блок «Развитие звуко-буквенного анализа»,
2. Блок «Развитие интереса и способностей к чтению»,
3. Блок «Подготовка руки к письму» (штриховки, конструирование букв,
печатание, обучение написанию элементов письменных букв).
В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования,
ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции:
фонематический анализ и синтез, представление, абстрагирование, сравнение
(сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения различных типов слов
между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую структуру, и
т. п.).
В дополнительной образовательной программе «Грамотеи» большое место
занимают нетрадиционные приемы работы: опорное моделированиесоставление моделей слов (из геометрических фигур), предложений (слова –
иллюстрации). Модели помогают не только наглядно представить какойлибо объект, но и модифицировать его, экспериментировать с ним.
Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не
содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные
особенности дошкольников, в занятия введено большое количество игр и
игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную
роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции,
правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои
4

индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение
адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного
поведения и поступков сверстников. Обучение грамоте носит
общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной
деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических
качеств личности ребенка.
4.
Условия реализации программы
4.1.
Краткая характеристика целевой группы потребителей
образовательной услуги
Программа рассчитана на работу с детьми 4-5 лет, посещающие детский сад
(1 год обучения). Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Грамотеи» реализуется в течение трех лет.
4.2. Формы и режим занятий
Форма обучения – очная. Основной формой работы с детьми
является групповое занятие, продолжительность которого соответствует
возрастным нормам детей:
– 1-й год обучения – 1 раз в неделю по 20 минут.
Максимальная наполняемость групп 10 детей. Занятия проводятся во второй
половине дня. Занятия проводятся фронтально одновременно со всеми
детьми, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям
расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые
части.
4.3. Календарный учебный график
Возраст

Дата начала
обучения по
программе

Дата окончания
обучения по
программе

Всего учебных
недель

Количество
учебных
часов

Режим занятий

4-5лет

01.10.2025

30.05.2026

32

32

1 раз в
неделю

5. Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Грамотеи» (4-5 лет)
1.
п\п
1.
2.

3.

№ Название разделов и тем
программы «Грамотеи»
Диагностика
Знакомство с многообразием
слов.
Сравнение слов по звучанию,
знакомство с протяжённостью
слов (длинные и короткие).
Знакомство с многообразием
слов, звучанием их звонко,
громко, тихо.
Деление слов на слоги.
Знакомство с неречевыми и
речевыми звуками.
Знакомство
с
гласными
звуками а, у, о, э, ы, и.

Кол-во часов

Теория

Практика

1
4

0
1

1
3

6

2

4
5

4.

5.
6.

7.

Формирование умения выделять
гласные звуки в начале слова,
определять первый звук в слове,
подбирать
слова
с
определенным звуком. (без
употребления самих терминов).
Знакомство
с
согласными
звуками «М-Мь», «П-Пь», «ТТь», «К-Кь», «Н-Нь», «Ф-Фь»,
«В-Вь», «Б-Бь», «Г-Гь».
Формирование умения выделять
согласные звуки в начале слова,
определять первый звук в слове,
подбирать
слова
с
определенным звуком. (без
употребления самих терминов),
умения различать на слух
твердые и мягкие согласные
(без
употребления
самих
терминов).
Формирование
умения
складывать простейшие слоги.
Подготовка руки к письму
(штриховки,
обводки,
пальчиковые
гимнастики,
графические
упражнения,
печатание букв)
Повторение
пройденного
материала. Диагностика.

10

2

8

4

0

4

6

0

6

1

0

1

32

6

26

6. Содержание обучения
В процессе реализации программы у ребенка формируются:

Способности и интерес к чтению.

Универсальные предпосылки учебных действий с учетом предметного
содержания, а именно:
Личностные –умение соотносить поступки, события с принятыми
этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить
нравственный аспект поведения. Дети знакомятся с пословицами,
поговорками, им объясняется смысл, прививается умение делать
самостоятельные выводы.
Регулятивные - обеспечивающие организацию каждым ребенком своего
рабочего места, понимание учебной задачи, ее самостоятельное решение, а
также у детей формируются навыки самоконтроля и самооценки.
Познавательные–позволяющие ребенку произвольно строить высказывания
и самостоятельно выбирать эффективный способ выполнения работы.
Логические:
6

- анализ и синтез слов с целью выделения фонетических признаков
(количество звуков в слове, их характеристика, количество слов в
предложении);
- установление причинно- следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- знаково-символическое моделирование.
Коммуникативные- дети учатся вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении учебно-игровых задач, интегрироваться в группу
сверстников и продуктивно с ними сотрудничать.
В сценарии каждой темы программы решается задача подготовки руки
ребенка к письму на уровне возрастных возможностей, что включает в себя:
- развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
-развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);
- формирование графических навыков
Структура занятий
1. Организационный момент. (Дидактическое упражнение на развитие
внимания, памяти,
динамического
праксиса рук, на формирование
пространственно-временных представлений).
2. Знакомство со звуком. (Название, артикуляция, характеристика, символ
звука).
3. Фонетическое упражнение на звукоподражание.
4 Дидактические игры на развитие фонематического восприятия.
(Выделение данного звука из ряда других звуков, слогов, слов).
5. Физкультминутка.
6. Знакомство с буквой. (Название, графическое изображение, игры с
буквой).
7. Звуко-буквенный анализ слов. Выкладывание схемы слов с помощью
цветовых символов.
8. Индивидуальная работа детей с разрезными азбуками. Составление
слогов, слов из букв, чтение.
9. Итог занятия. (''С чем мы сегодня познакомились на занятии?'', '' Что
больше всего понравилось?''). Отмечать работу всех и каждого ребенка в
отдельности только с положительной стороны.
Примечание:1. Структура занятий может изменяться в зависимости от
материала.
7.
Формы и методы проведения занятий
Методы обучения: наглядный, проблемно-поисковый, исследовательский,
словесный,
практический,
объяснительно-иллюстративный,
игровой.
Дидактические игры широко используются в обучении детей как средство
обогащения, закрепления, уточнения знаний об окружающем мире.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Формы организации учебного занятия: занятия, беседы, различные виды игр,
конкурсы, викторины, работа с родителями, индивидуальная работа,
тестирование, КВНы, соревнования, открытые занятия.
7

Педагогические технологии: технология группового обучения, технология
развивающего обучения, технология проблемного изучения, технология
игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология
коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.
Формы работы с родителями:
• ознакомление родителей с учебно-образовательной программой;
• консультационная работа – индивидуальная, групповая;
• беседы с родителями об успехах их детей;
• проведение родительских собраний;
• проведение открытых занятий и воспитательных мероприятий с
привлечением родителей;
• проведение практикумов и др.;
• разработка памяток для родителей;
• анкетирование родителей с целью познания особенностей ребёнка и его
способностей
8.
Список литературы
1.
Быкова И. А. «Обучение детей грамоте в игровой форме: методическое
пособие»- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.
2.
Бурдина С. В. Изучаем грамоту. Тетрадь с заданиями для развития
детей. Часть 1, 2. - Киров: «Дом печати – ВЯТКА», 2018.
3.
Беляева Т. И. Школа для дошколят. Прописи. Палочки и крючочки. –
М.: РОСМЕН, 2016,
4.
Беляева Т. И. Школа для дошколят. Тренируем руку. Штриховка.
Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЕН, 2013.
5.
Дурова Н.В «Игры и упражнения на развитие фонетикофонематического восприятия»- М «Школьная пресса» 2010
6.
Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие– М. : Эксмо; Изд-во ЛИТУР,
2014. – 96с
7.
Колесникова Е. В. Звуки и буквы. Учебно-методическое пособие к
демонстрационному материалу «Звуки и буквы» для занятий с детьми 5-7
лет.- М.: ЮВЕНТА, 2016.
8.
Колесникова Е. В. Звуки и буквы. Демонстрационный материал «Звуки
и буквы» для занятий с детьми 5-7 лет.- М.: ЮВЕНТА, 2016.
9.
Колесникова Е. В. Предмет, слово, схема. Рабочая тетрадь для детей 57 лет.- М.: ЮВЕНТА, 2017.
10.
Колесникова Е. В. Веселая грамматика для детей 5-7 лет. Рабочая
тетрадь.- М.: ЮВЕНТА, 2008.
11.
Маханева М. Д., Гоголева Н. А., Цыбирева Л. В. «Обучение грамоте
детей 5-7 лет» Методическое пособие – М.: «ТЦ СФЕРА», 2020.
12.
Маханева М. Д., Гоголева Н. А., Цыбирева Л. В. «Я учу звуки и
буквы» Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет– М.: «ТЦ СФЕРА», 2020.
13.
Тумакова Г.А. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом».М.:Просвещение,1991.
8

14.
Цуканова С.П, Бетц Л.Л «Учим ребёнка говорить и читать»-М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2010

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».