Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Веселый язычок 4-5 лет

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 51 компенсирующего вида Приморского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА
Педагогическим Советом
ГБДОУ детский сад № 51
Приморского района Санкт-Петербурга
от 27 августа 2025 г. Протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий ГБДОУ детский сад № 51
Приморского района
Санкт-Петербурга
_____________С.В.Краевая

Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Веселый язычок»
на 2025 – 2026 учебный год

Возраст детей: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор программы:
педагог дополнительного образования
Камбарова Ксения Владимировна

Санкт-Петербург
2025
1

Содержание
№
1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
2
3
4

Наименование раздела программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Актуальность программы
Отличительные особенности программы
Адресат программы
Цель и задачи программы
Принципы
Условия реализации программы
Планируемые результаты
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Стр.
3
3
3
6
6
6
7
8
9
10
11
12

2

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Направленность дополнительной образовательной деятельности –
социально-гуманитарная.
1.2. Актуальность программы.
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии
ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и
правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить
отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение
правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам.
Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
Исследования
необходимость

современной

своевременной

педагогической
коррекции

науки

речевых

подтверждают

нарушений

детей

дошкольного, так как у детей с отклонениями в речевом развитии выявляются
значительные трудности в овладении программным материалом при обучении в
школе; речевые нарушения в той или иной степени препятствуют общению,
создают трудности в социальной адаптации ребенка. Своевременно не
осуществленная коррекционно – помощь приводит к школьной дизадаптации,
расстройствам в эмоциональной и личностной сфере, в дальнейшем возникает
фактор социальной депривации.

И, как известно, чем раньше начата

коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с этим возникает
необходимость оказывать помощь детям младшего и среднего дошкольного
возраста в форме кружка. Кружковая логопедическая работа облегчает
подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт
возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения
возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою
очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм
самокоррекции.

3

Для

формирования

правильного

звукопроизношения

необходимо

выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица,
ротовой полости – артикуляционную гимнастику.
Она

представляет

собой

совокупность

специальных

упражнений,

направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы,
подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие
в речи.
Метод

воспитания

звукопроизношения

путем

артикуляционной

гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е.
Хватцев, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, О. В. Правдина, М. В.
Фомичева, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина).
Чтобы правильно осуществить подбор упражнений для артикуляционной
гимнастики, важно знать:
— какие движения характерны для различных органов артикуляционного
аппарата;
— какие упражнения необходимы для формирования артикуляционного
уклада каждого конкретного звука.
При произнесении различных звуков речевые органы занимают строго
определенное положение.

Но так как в речи звуки произносятся не

изолированно, а слитно, плавно следуя один за другим, то и органы, артикуляционного аппарата быстро переходят из одного положения в другое. Четкое
произношение звуков, слов, фраз возможно только при условии достаточной
подвижности

органов

перестраиваться,

речевого

работать

аппарата,

четко,

их

строго

способности

быстро

координировано

и

дифференцированно.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых
звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии
(причины). Гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности
органов артикуляционного аппарата и тем самым для профилактики нарушений
звукопроизношения у детей младшего
дошкольного возраста.
4

Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать
оптимальные условия. К ним относятся:
1.Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук
Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости
от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если
движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие
ребёнка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и
кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие
ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке
кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим
работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления
ребёнка.
2. Формирование правильного речевого дыхания
Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается
от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох
длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы.
Правильное

речевое

дыхание

обеспечивает

нормальное

голосо-

и

звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
3.Развитие фонематического слуха
Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух.
При несформированности речевого звукоразличения ребёнок воспринимает
(запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал –
что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического
слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению,
которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса
любого обучения вообще.
1.3. Отличительные особенности программы.
Специфика программы заключается в том, что артикуляционная
гимнастика является средством профилактики речевых нарушений, именно
поэтому

была

артикуляционных

разработана
упражнений

для

программа
развития

по

использованию

подвижности

органов
5

артикуляционного аппарата и тем самым для профилактики нарушений
звукопроизношения у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
1.4. Адресат программы:
Дети дошкольного возраста 4-5 лет имеющие трудности в произношение
отдельных звуков,

посещающих группы государственного бюджетного

дошкольного образовательного учреждения №51 компенсирующего вида
Приморского района Санкт-Петербурга.
Данная программа является дополнительной и направлена на преодоление
трудностей звукопроизношения у детей младших и средних групп детского сада.
Освоение программы рассчитано на 1 год
Периодичность занятий 1 раз в неделю (с октября по май включительно),
всего 32 занятия.
Продолжительность занятия: средняя группа – 20 минут.
Зачисление детей дошкольного возраста осуществляется на основе заявления
родителя (законного представителя) воспитанника.
1.5. Цель программы: профилактика нарушений звукопроизношения у
детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством проведения
специальных артикуляционных упражнений, направленных на укрепление и
развитие

мышц

артикуляционного

аппарата,

выработку

точных

артикуляционных укладов звуков русского языка. И создание оптимальных
условий для успешного овладения нормами языка дошкольниками.
Задачи:
- формировать произвольные, координированные движения органов
артикуляции.
- укреплять мышцы артикуляционного аппарата
-подготовить

речевой

аппарат

для

правильного

формирования

артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих,
свистящих, сонорных звуков).
- развивать движения кистей и пальцев рук.
- способствовать развитию правильного физиологического и речевого
дыхания;
6

- развивать фонематические представления и навыки.
1.6. В процессе обучения большое значение придается следующим
принципам:
• Принцип развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости
(содержание Программы соответствует основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации
в массовой практике дошкольного образования);
• Принцип критерий полноты, необходимости и достаточности (позволяет
решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном
материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
• Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации
которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют
непосредственное отношение к развитию дошкольников;
• Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными

возможностями

и

особенностями

детей,

спецификой

и

возможностями образовательных областей;
•

Принцип

комплексно-тематического

построения

образовательного

процесса;
• Принцип решения программных образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников
не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при
проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного
образования;
• Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту
формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим
видом их деятельности является игра.
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами и
приемами: практическими, наглядными и словесными.
7

1.7. Условия реализации программы.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов в
кабинете учителя – логопеда в соответствии с программой обеспечивает:
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно –
пространственным окружением;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой,
мимической и артикуляторной моторики;
- возможность самовыражения детей.
В логопедическом кабинете проводятся подгрупповые занятия с детьми.
Кабинет оснащен всем необходимым для проведения коррекционной
работы.

Для

формирования

правильного звукопроизношения,

подобран

иллюстративный материал предметных и сюжетных картин, дидактические и
настольно – печатные игры, схемы – модели, книги художественной и
развивающей литературы и т.д. Для проведения артикуляционной и мимической
гимнастики подобраны игрушки – помощники, опорные схемы на группы
звуков. Для развития слухового и зрительного восприятия создана сенсорная
зона, где подобраны игрушки и пособия, в том числе и для самостоятельной
деятельности детей. Кроме того, в кабинете есть наборы муляжей, крупные и
мелкие игрушки, конструкторы, мозаики, настольно – печатные игры – пазлы,
матрешки, сборные игрушки, настольный материал для обыгрывания сказок.
1.8. Планируемые результаты
 Развитие артикуляционной моторики, необходимое для своевременного
становления звуков речи у детей.
 Развитие речевого слуха, речевого внимания.
 Расширение объёма словаря детей, умение правильно грамматически
оформлять словосочетания и предложения.
 Развитие мелкой моторики пальцев рук: умение удерживать различные
пальчиковые позы, выполнять динамические движения.
8

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебный план организованной образовательной деятельности с детьми 4-5 лет
№

Тема занятия

Количество часов
всего
1
1
1
1
1
1
1
1
1

теория

практика
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1.
2
3
4
5
6
7
8
9

Знакомство с язычком
В осеннем лесу
В огороде
В саду
За грибами
В лес за ягодами
В лесу гостях у ёжика
Перелётные птицы
На ферме

10

На птичьем дворе

1

1

11
12
13
14
15
16
17
18
19

Зима
Зимние забавы
Новый год
Зимующие птицы
Мебель
Транспорт
Посуда
Продукты питания
Одежда

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

20
21
22
23
24
25

Обувь
Семья
Весна
Весной в лесу
На пруду
Зоопарк

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

26

Космос

1

1

27
28
29
30

Игрушки
Музыкальные инструменты
Спорт
Цветы на лугу

1
1
1
2

1
1
1
2
9

31

Насекомые

1

1

32

Лето

1

1

32

32

Итого

10

3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Возраст
детей

Дата начала
обучения по
программе

Дата
окончания
обучения
по
программе

Всего
учебных
недель

Количество
учебных
часов

Режим
занятий

4-5 лет

01.10.2025

31.05.2026

32

32

1 раз в
неделю
по 20 мин.

11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика для малышей – М.: ТЦ Сфера,
2017 – 64 с.
2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика – Спб, Детство-пресс, 2009 – 64
с.
3. Оглоблина И.Ю., Танцюра С.Ю. Логопедический массаж: игры для детей
раннего и дошкольного возраста – М., ТЦ Сфера, 2017 – 64с.
4. Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение – Спб, Корона-век , 2008 –
128с.
5. Новиковская, О.А. Веселая зарядка для язычка. Игры для развития речи. 4—
7 лет /,— М.: Астрель: ACT; СПб.: Астрель-СПб, 2009. — 31 с.
6. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей
общих речевых навыков – Спб, Каро, 2013 – 88 с.
7. Османова Г.А. Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую
моторику– Спб, Каро, 2013 – 63 с.
8. Ушакова О.С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для
дошкольников, М., ТЦ Сфера – 2016 – 208 с.
9. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного
оборудования – авт.сост. Зажигина О.А – Спб, ООО «Издательство Детствопресс», 2017 – 96 с.
10. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И Игры с прищепками: творим и
говорим. М., ТЦ Сфера 2013 – 64с.
11. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры-занятия со звучащим словом М, ТЦ
Сфера, 2012 – 192 с.
12. Исханова С.В Игротерапия в логопедии: психогимнастические превращения
– Ростов на Дону, Феникс, 2015 – 95с.
13. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителя. Сборник домашних заданий
для преодоления недоразвития фонематической стороны речи

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».