Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа В гостях у Мнемозины 5-6 лет

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 51 компенсирующего вида Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
Педагогическим Советом
ГБДОУ детский сад № 51
Приморского района Санкт-Петербурга
от 27 августа 2025 г. Протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий ГБДОУ детский сад № 51
Приморского района
Санкт-Петербурга
_____________С.В.Краевая

Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«В ГОСТЯХ У МНЕМОЗИНЫ»
на 2025 – 2026 учебный год

Возраст обучающихся: с 5 до 6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор программы:
педагог дополнительного образования
Семенова Ирина Борисовна

Санкт-Петербург
2025

Оглавление
1. Пояснительная записка.................................................................................. 3
1.1.

Актуальность программы..................................................................... 3

1.2.

Практическая направленность программы ......................................... 3

1.3.

Адресат программы .............................................................................. 3

1.4.

Цели и задачи программы .................................................................... 3

1.5.

Отличительные особенности программы............................................ 4

1.6.

Планируемые результаты ..................................................................... 5

1.7.

Условия реализации программы.......................................................... 5

1.8.

Режим занятий ...................................................................................... 5

1.9.

Уровни усвоения программы ............................................................... 6

1.10. Диагностическая часть ......................................................................... 7
2. Учебно-тематический план ........................................................................... 8
3. Календарный учебный график……………………………………………….9
4. Список литературы……………………………………………………………..9

Пояснительная записка
1.1.
Актуальность программы
Мы живем в информационный век, поэтому интерес к мнемотехнике
возрастает. Ею интересуются политики, которым необходимо часто выступать с
длинными речами, артисты театра и кино, профессиональные музыканты,
представители самых разных профессий, чья деятельность связана с
запоминанием большого объема информации. Мнемотехника (в переводе с
греческого «искусство запоминания»), - это система различных приемов,
облегчающих запоминание и увеличивающий объем памяти путем образования
дополнительных ассоциаций. Развитие памяти неразрывно связано с развитием
мышления. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. В
процессе реализации программы решаются несколько взаимосвязанных проблем:
у дошкольников формируются процессы запечатления, сохранения и
воспроизведения, того, что видят, слышат (памяти), интеллектуальные
возможности, расширяется круг знаний об окружающем, активизируется
словарный запас. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинноследственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее
и прошлое, образуя единое целое. Дошкольники учатся самостоятельно
кодировать информацию, занося ее в мнемодорожки и мнемотаблицы. Память
обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую,
но и умственную деятельность и в результате этого сама интеллектуализируется.
Развивать память значит, обеспечить развитие всей умственной деятельности
дошкольника.
1.2.
Практическая направленность программы
Программа дополнительного образования «Мнемотехника в развитии
дошкольников» направлена на развитие мышления, памяти, воображения и речи
дошкольников с помощью использования мнемотехнических приемов.
1.3.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей младшего, среднего и старшего дошкольного
возраста 3-7 лет. Сроки реализации программы: количество занятий в неделю 1
(время проведения занятия соответствует нормам СанПин, федеральным
государственным требованиям в соответствии с возрастной группой; старшая
группа 25 минут), количество занятий в год - 32 занятия.
1.4.
Цели и задачи программы
Цель программы: развитие памяти, мышления и речи дошкольников при
обучении навыкам и приемам работы с мнемотехникой.
Задачи программы:

 развитие основных психических процессов памяти, внимания,
образного мышления, речи и др.;
 кодирование и перекодирование информации, т. е. преобразование из
абстрактных символов в образы и наоборот;
 развитие мелкой моторики рук при частичном или полном
графическом воспроизведении;
 развитие навыков письменной речи.
В основу блока «От сказки к сказке» программы легло методическое
пособие О.А. Новицкой «Конспекты комплексных занятий по сказкам с
детьми 4-5 лет» и методические рекомендации Т.Б. Полянской
«Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей
дошкольного возраста». Авторским вкладом является дополнение
содержания программы пятью темами актуальными для изучения
дошкольниками на основе русских народных сказок и включение в
занятия практической части по созданию мнемотаблиц, мнемодорожек и
коллажей. Также авторским вкладом является разработка блока
«Мнемотехник». Вклад в разработку этого блока составляет 75%. Так, 3
блок обучения состоит из 9 тем. Из них 4 темы разработаны автором
(кроме тем «Осень золотое время года. Составление рассказов о времени
года» «Зима», «Весна», и «Творческое рассказывание на заданную
тему»). 4 блок также состоит из 9 тем, 7 из которых являются авторской
разработкой («Осень золотое время года. Составление рассказов о
времени года», «Творческое рассказывание на заданную тему»). В рамках
разработанных автором тематических занятий дети учат стихи,
составляют ребусы, загадки, кодируют пословицы, поговорки и
скороговорки используя мнемотехнические приемы, составляют
творческие рассказы и мнемотаблицы к ним, обучаются практическим
приемам использования мнемотехники, четкой и правильной
артикуляции звуков родного языка и разнообразным формам
насыщенной самостоятельной, совместной и непосредственной
образовательной деятельности.
1.5.
Отличительные особенности программы
Особенностью программы является использование особых форм работы с
дошкольниками: самостоятельное кодирование литературных произведений;
создание картотек в мнемодорожках и мнемотаблицах стихов, пословиц,
скороговорок, загадок; создание коллажей к буквам, сказкам и временам года;
использование психогимнастик и дидактических развивающих игр и
упражнений; кодирование слов и составление ребусов.

1.6.
Планируемые результаты
По окончании реализации программы воспитанник должен: Иметь
представление: о способах кодирования информации литературных и авторских
произведений; о необходимости использования мнемотехнических приемов в
повседневной жизни, для облегчения запоминания информации. Знать:
скороговорок и проговаривать их при ускоренном темпе речи; 8-10 пословиц,
объясняя их смысл и составляя по ним творческие рассказы; достаточное
количество русских народных сказок; 8-10 стихотворений разных авторов о
временах года, социальных явлениях (детском саде, школе и др). Уметь:
самостоятельно кодировать информацию, используя графические аналогии;
составлять мнемодорожки и мнемотаблицы, объединяя полученные пособия в
картотеки; прочитывать смысл зашифрованной загадки, предлагая правильный
ответ; расшифровывать ребусы без помощи взрослого, самостоятельно
составлять ребусы; пользоваться мнемотехническими приемами в повседневной
жизни.
1.7.
Условия реализации программы
Методы и приёмы организации учебного процесса:
 чтение художественных произведений;
 проведение литературных бесед и викторин по знакомым
произведениям;
 проведения конкурсов и вечеров чтецов стихов;
 разгадывание и составление ребусов;
 пересказы;
 рассматривание
и
анализ
коллажей,
мнемотаблиц,
мнемодорожек;
 анализ прочитанных произведений; - выполнения творческих
заданий (создание мнемодорожек, коллажей, мнемотаблиц);
 игры на развитие речи, воображения, логического мышления; и др.
1.8.
Режим занятий
Программа «Мнемотехника в развитии дошкольников» рассчитана на 1
занятие в неделю, время занятия соответствует возрастной группе согласно
нормам СанПина. Структура занятий: Каждое занятие состоит из двух частей
теоретической и практической. Первая часть занятия отведена на изучение нового
материала, знакомство со сказкой, литературным произведением, а вторая часть
занятия практическая (составление коллажей, мнемотаблиц, мнемодорожек,
выполнение творческих заданий, игры на развитие речи и мышления, подготовка
к конкурсам и др.). Учет работы по программе проводится путем ежемесячного
ведения табеля посещения детей кружковой деятельности и предоставление

отчета в методический кабинет ДОУ о проведенных кружковых занятиях.
Разработанная программа может быть использована педагогами ДОУ,
родителями для развития связной речи, ознакомления с окружающим, обучению
правильному звукопроизношению, активизации словаря, обучению кодировать и
перекодировать информацию, развитию памяти, мышления и воображения. Для
подготовки детей к школьному обучению программа дополнительного
образования «Мнемотехника в развитии дошкольников» ставит перед педагогом
цель: выравнивание стартовых возможностей дошкольников в процессе развития
речи, совершенствования умения владения пользоваться, моделями,
пооперационными схемами, умением самостоятельно составлять мнемотаблицы.
1.9.
Уровни усвоения программы
Блок «Мнемотехник» Старшая группа
Низкий уровень. Ребенок не называет особенности времени года,
закодированные в таблице, затрудняется рассказать сказку, опираясь на
мнемотаблицу и провести аналогию между символом и образом. Испытывает
затруднения при пересказе произведения даже при помощи наводящих вопросов.
Затрудняется работать с мнемотаблицами к загадкам Не способен закодировать
информацию без помощи взрослого, не участвует в коллективном пересказе
сказки. Узнает и называет до 10 букв алфавита. Не отгадывает ни одного элемента
ребуса Составляет простое предложение, распространяя его только при
наводящих вопросах. Затрудняется образовывать однокоренные слова.
Затрудняется подбирать рифмы к словам.
Средний уровень. Узнает и называет 50% особенностей времени года
закодированных в таблице, не все символы в таблице преобразовывает в образы.
Составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете.
Прочитывает загадку, но затрудняется дать ответ Затрудняется пересказать текст
литературного произведения после однократного знакомства с мнемотаблицей и
текстом произведения, составляет распространенное согласованное предложение
по мнемодорожке при помощи взрослого. Составляет мнемотаблицы при
незначительной помощи взрослого узнает и называет букв алфавита. Не
расшифровывает ребусы без помощи взрослого. Ребенок участвует в
коллективном пересказе, говоря 2-3 предложения, не соблюдая хронологический
порядок событий сказки, или начиная сказку рассказывать сначала. Образовывает
недостаточное количество однокоренных слов. Подбирает рифму к любому
предложенному слову, но срифмованные слова не имеют смыслового значения.
Высокий уровень. Узнает и называет все особенности времени года
закодированные в таблице. Составляет последовательный пересказ сказки
Прочитывая смысл зашифрованной загадки, предлагает правильный ответ
Преобразовывает символы в таблице в образы (люди изображены
геометрическими фигурами, волк зубы и т.д.) Пересказывает текст рассказа после

однократного знакомства с мнемотаблицей и текстом произведения, ребенок
участвует в коллективном пересказе, говоря предложения, соблюдая
хронологический порядок событий сказки. Продолжает пересказ сказки с
момента, на котором закончил предыдущий ребенок. Отгадывает элементы, но не
составляет целое слово, при разгадывании ребусов. Самостоятельно составляет
мнемотаблицы к коротким рассказам. Узнает и называет букв алфавита.
Составляет распространенное согласованное предложение по мнемодорожке без
помощи взрослого, с удовольствием образовывает достаточное количество
однокоренных слов. Подбирает рифму к любому предложенному слову, все
срифмованные слова имеют смысл.
1.10.
Диагностическая часть
Для диагностирования по программе определили сроки 1-2 недели сентября
и 4 неделя мая. Организация этой части программы проходит в форме игр, бесед,
Мониторинг позволяет педагогу: выявить и проанализировать проблемы,
возникающие у воспитанников в процессе изучения материала; определить
общую тенденцию усвоения программного материала.
Для диагностирования дошкольников по теме программы, модифицирована
диагностика Л.В. Любимовой и Л.В. Коломейченко. Методика диагностирования
детей младшего дошкольного возраста по программе дополнительного
образования «Мнемотехника в развитии дошкольников».
Методика диагностирования детей старшей возрастной группы по
программе дополнительного образования «Мнемотехника в развитии
дошкольников». Блок «Мнемотехник» Цель: Выявить знаний детей старшего
дошкольного возраста Условия: Использование стимульного материала, в
процессе диагностирования дошкольников. Методика: Модифицированная
диагностика Коломейченко Л.В.; Любимовой Л.В. Уметь составлять
последовательный пересказ сказок и рассказов; отгадывать загадки
мнемотаблицы к сказке «Пузырь, соломинка и лапоть» - начало года; «Каша из
топора» - конец года мнемотаблиц с закодированными загадками.
 Высокий уровень: оставляет последовательный пересказ сказки.
Прочитывая смысл зашифрованной загадки, предлагает правильный ответ.
 Средний уровень: составляет пересказ сказки, пропуская события,
происходящие в сюжете. Прочитывает загадку, но затрудняется дать ответ.
 Низкий уровень: затрудняется рассказать сказку опираясь на
мнемотаблицу. Затрудняется работать с мнемотаблицами к загадкам.
Мнемотаблицы к сказкам «Пузырь, соломинка и лапоть» - начало года;
«Каша из топора» - конец года Мнемотаблицы с закодированным и загадками
перекодировать информацию (преобразовывать из абстрактных символов в
образы). мнемотаблицы к сказке «Рукавичка».

 Высокий уровень: преобразовывает символы в таблице в образы (люди
изображены геометрическими фигурами, волк зубы и т.д.)
 Средний уровень: не все символы в таблице преобразовывает в образы.
 Низкий уровень: затрудняется провести аналогию между символом и
образом.
Составление пересказа произведения после однократного знакомства с
мнемотаблицей и текстом произведения. кодировать информацию. Узнавание
некоторых букв алфавита. Участие в коллективном пересказе. расшифровывать
ребусы
Составление
распространенного
предложения
образовывать
однокоренные слова. Беседа по тексту рассказа «Осень» - начало года; «Весна
красна» - конец года Рассматривание алфавита Расшифровка ребусов Чтение
информации по мнемодорожке. Д.и. «Снежный ком».
 Высокий уровень: пересказывает текст рассказа после однократного
знакомства с мнемотаблицей и текстом произведения. Самостоятельно составляет
мнемотаблицы к коротким рассказам. Узнает и называет букв алфавита. Ребенок
участвует в коллективном пересказе, говоря предложения, соблюдая
хронологический порядок событий сказки. Продолжает пересказ сказки с
момента, на котором закончил предыдущий ребенок. Расшифровывает ребусы без
помощи взрослого. Составляет распространенное согласованное предложение по
мнемодорожке без помощи взрослого. С удовольствием образовывает
достаточное количество однокоренных слов.
 Средний уровень: затрудняется пересказать после однократного знакомства
с мнемотаблицей и текстом произведения. Составляет мнемотаблицы при
незначительной помощи взрослого. Узнает и называет буквы алфавита. Ребенок
участвует в коллективном пересказе, говоря предложения, не соблюдая
хронологический порядок событий сказки, или начиная сказку рассказывать
сначала. Отгадывает элементы, но не составляет целое слово. Составляет
распространенное согласованное предложение по мнемодорожке при помощи
взрослого. Образовывает недостаточное количество однокоренных слов.
 Низкий уровень: испытывает затруднения при пересказе произведения даже
при помощи наводящих вопросов. Не способен закодировать информацию без
помощи взрослого. Узнает и называет до 10 букв алфавита. Не участвует в
коллективном пересказе сказки. Не отгадывает ни одного элемента ребуса.
Составляет простое предложение, распростроняя его только при наводящих
вопросах. Затрудняется образовывать однокоренные слова.
2. Учебно-тематический план
Темы, количество занятий на 1 год реализации программы
Старшая группа
 Блок «Мнемотехник»
1. Осень золотое время года. Составление рассказов о времени года

2. Заучивание стихов. Тема: «Детский сад. Детство» 4
3. Творческое рассказывание на заданную тему 4
4. Отгадывание загадок 4
5. Зима 3
6. Творческое рассказывание на заданную тему 4
7. Весна 4
8. По дорогам сказок 4
9. Заучивание пословиц, поговорок 3
Итого: 32
Возраст
детей

Дата
начала
обучения
по
программе

3. Календарный учебный график
Дата
Всего
Количество
окончания учебных
учебных
обучения
недель
часов
по
программе

5-6 лет

01.10.2025

30.05.2026














32

32

Режим занятий

1 раз в неделю

4. Список литературы
Бабаева Т.И., Крулехт М.В. и др. Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как
работать по программе «Детство». М., Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с
помощью мнемотехники. -СПб.,
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие детей младшего дошкольного
возраста. Воронеж, Т.Ц. «Учитель»,
Колеватова А.А. Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи
[Электронный ресурс] /сайт «Фестиваль педагогических идей». Режим
доступа:
Методические советы к программе «Детство».- СПб., Изд-во «ДЕТСТВО ПРЕСС»,
Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 45 лет. -СПб.: Паритет, с. 7.
Омельченко Л.В. Использование приѐмов мнемотехники в развитии
связной речи» / Логопед,
С Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении
рассказыванию детей дошкольного возраста. - СПб., Изд-во «ДЕТСТВОПРЕСС»,
Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память / Ребенок в детском саду,
С Чепурной Г. А. Мнемотехника: технология эффективного усвоения
информации в условиях современного образования: [учебно-методическое
пособие] / Чепурной Г. А. М.: Основа, с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».