Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 51 компенсирующего вида Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
Педагогическим Советом
ГБДОУ детский сад № 51
Приморского района Санкт-Петербурга
от 27 августа 2025 г. Протокол № 1
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий ГБДОУ детский сад № 51
Приморского района
Санкт-Петербурга
_____________С.В.Краевая
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«В ГОСТЯХ У МНЕМОЗИНЫ»
на 2025 – 2026 учебный год
Возраст обучающихся: с 4 до 5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор программы:
педагог дополнительного образования
Семенова Ирина Борисовна
Санкт-Петербург
2025
Оглавление
1. Пояснительная записка .................................................................................... 3
1.1.
Актуальность программы ....................................................................... 3
1.2.
Практическая направленность программы ........................................... 3
1.3.
Адресат программы ................................................................................. 3
1.4.
Цели и задачи программы ...................................................................... 3
1.5.
Отличительные особенности программы ............................................. 4
1.6.
Планируемые результаты........................................................................ 5
1.7.
Условия реализации программы ............................................................ 5
1.8.
Режим занятий ......................................................................................... 5
1.9.
Уровни усвоения программы ................................................................. 6
1.10. Диагностическая часть............................................................................ 7
2. Учебно-тематический план .............................................................................. 8
3. Календарный учебный график……………………………………………….9
4. Список литературы……………………………………………………………..9
Пояснительная записка
1.1.
Актуальность программы
Мы живем в информационный век, поэтому интерес к мнемотехнике
возрастает. Ею интересуются политики, которым необходимо часто выступать с
длинными речами, артисты театра и кино, профессиональные музыканты,
представители самых разных профессий, чья деятельность связана с
запоминанием большого объема информации. Мнемотехника (в переводе с
греческого «искусство запоминания»), - это система различных приемов,
облегчающих запоминание и увеличивающий объем памяти путем образования
дополнительных ассоциаций. Развитие памяти неразрывно связано с развитием
мышления. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. В
процессе реализации программы решаются несколько взаимосвязанных проблем:
у дошкольников формируются процессы запечатления, сохранения и
воспроизведения, того, что видят, слышат (памяти), интеллектуальные
возможности, расширяется круг знаний об окружающем, активизируется
словарный запас. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинноследственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее
и прошлое, образуя единое целое. Дошкольники учатся самостоятельно
кодировать информацию, занося ее в мнемодорожки и мнемотаблицы. Память
обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую,
но и умственную деятельность и в результате этого сама интеллектуализируется.
Развивать память значит, обеспечить развитие всей умственной деятельности
дошкольника.
1.2.
Практическая направленность программы
Программа дополнительного образования «Мнемотехника в развитии
дошкольников» направлена на развитие мышления, памяти, воображения и речи
дошкольников с помощью использования мнемотехнических приемов.
1.3.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей младшего, среднего и старшего дошкольного
возраста 4-5 лет. Сроки реализации программы: количество занятий в неделю 1
(время проведения занятия соответствует нормам СанПин, федеральным
государственным требованиям в соответствии с возрастной группой; средняя
группа 20 минут, количество занятий в год - 32 занятия.
1.4.
Цели и задачи программы
Цель программы: развитие памяти, мышления и речи дошкольников при
обучении навыкам и приемам работы с мнемотехникой.
Задачи программы:
развитие основных психических процессов памяти, внимания,
образного мышления, речи и др.;
кодирование и перекодирование информации, т. е. преобразование из
абстрактных символов в образы и наоборот;
развитие мелкой моторики рук при частичном или полном
графическом воспроизведении;
развитие навыков письменной речи.
В основу блока «От сказки к сказке» программы легло методическое
пособие О.А. Новицкой «Конспекты комплексных занятий по сказкам с
детьми 4-5 лет» и методические рекомендации Т.Б. Полянской
«Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей
дошкольного возраста». Авторским вкладом является дополнение
содержания программы пятью темами актуальными для изучения
дошкольниками на основе русских народных сказок и включение в
занятия практической части по созданию мнемотаблиц, мнемодорожек и
коллажей. Также авторским вкладом является разработка блока
«Мнемотехник». Вклад в разработку этого блока составляет 75%. Так, 3
блок обучения состоит из 9 тем. Из них 4 темы разработаны автором
(кроме тем «Осень золотое время года. Составление рассказов о времени
года» «Зима», «Весна», и «Творческое рассказывание на заданную
тему»). 4 блок также состоит из 9 тем, 7 из которых являются авторской
разработкой («Осень золотое время года. Составление рассказов о
времени года», «Творческое рассказывание на заданную тему»). В рамках
разработанных автором тематических занятий дети учат стихи,
составляют ребусы, загадки, кодируют пословицы, поговорки и
скороговорки используя мнемотехнические приемы, составляют
творческие рассказы и мнемотаблицы к ним, обучаются практическим
приемам использования мнемотехники, четкой и правильной
артикуляции звуков родного языка и разнообразным формам
насыщенной самостоятельной, совместной и непосредственной
образовательной деятельности.
1.5.
Отличительные особенности программы
Особенностью программы является использование особых форм работы с
дошкольниками: самостоятельное кодирование литературных произведений;
создание картотек в мнемодорожках и мнемотаблицах стихов, пословиц,
скороговорок, загадок; создание коллажей к буквам, сказкам и временам года;
использование психогимнастик и дидактических развивающих игр и
упражнений; кодирование слов и составление ребусов.
1.6.
Планируемые результаты
По окончании реализации программы воспитанник должен: Иметь
представление: о способах кодирования информации литературных и авторских
произведений; о необходимости использования мнемотехнических приемов в
повседневной жизни, для облегчения запоминания информации. Знать:
скороговорок и проговаривать их при ускоренном темпе речи; 8-10 пословиц,
объясняя их смысл и составляя по ним творческие рассказы; достаточное
количество русских народных сказок; 8-10 стихотворений разных авторов о
временах года, социальных явлениях (детском саде, школе и др). Уметь:
самостоятельно кодировать информацию, используя графические аналогии;
составлять мнемодорожки и мнемотаблицы, объединяя полученные пособия в
картотеки; прочитывать смысл зашифрованной загадки, предлагая правильный
ответ; расшифровывать ребусы без помощи взрослого, самостоятельно
составлять ребусы; пользоваться мнемотехническими приемами в повседневной
жизни.
1.7.
Условия реализации программы
Методы и приёмы организации учебного процесса:
чтение художественных произведений;
проведение литературных бесед и викторин по знакомым
произведениям;
проведения конкурсов и вечеров чтецов стихов;
разгадывание и составление ребусов;
пересказы;
рассматривание
и
анализ
коллажей,
мнемотаблиц,
мнемодорожек;
анализ прочитанных произведений; - выполнения творческих
заданий (создание мнемодорожек, коллажей, мнемотаблиц);
игры на развитие речи, воображения, логического мышления; и др.
1.8.
Режим занятий
Программа «Мнемотехника в развитии дошкольников» рассчитана на 1
занятие в неделю, время занятия соответствует возрастной группе согласно
нормам СанПина. Структура занятий: Каждое занятие состоит из двух частей
теоретической и практической. Первая часть занятия отведена на изучение нового
материала, знакомство со сказкой, литературным произведением, а вторая часть
занятия практическая (составление коллажей, мнемотаблиц, мнемодорожек,
выполнение творческих заданий, игры на развитие речи и мышления, подготовка
к конкурсам и др.). Учет работы по программе проводится путем ежемесячного
ведения табеля посещения детей кружковой деятельности и предоставление
отчета в методический кабинет ДОУ о проведенных кружковых занятиях.
Разработанная программа может быть использована педагогами ДОУ,
родителями для развития связной речи, ознакомления с окружающим, обучению
правильному звукопроизношению, активизации словаря, обучению кодировать и
перекодировать информацию, развитию памяти, мышления и воображения. Для
подготовки детей к школьному обучению программа дополнительного
образования «Мнемотехника в развитии дошкольников» ставит перед педагогом
цель: выравнивание стартовых возможностей дошкольников в процессе развития
речи, совершенствования умения владения пользоваться, моделями,
пооперационными схемами, умением самостоятельно составлять мнемотаблицы.
1.9.
Уровни усвоения программы
Блок «От сказки к сказке»
Средняя группа
Низкий уровень. Не называет особенности времени года закодированные в
мнемотаблице. Затрудняется рассказать сказку, опираясь на мнемотаблицу. Не
узнает сказку по мнемотаблице и коллажу. Затрудняется провести аналогию
между символом и образом, не понимает, что живой образ можно заменить
геометрической фигурой. Не проявляет интереса к беседе воспитателя о русских
народных сказках. Ошибается при определении количества слогов в словах. Не
образовывает существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. При
произношении воспитателем четырехбуквенных слов при интонационном
выделении нужного звука беспорядочно хлопает в ладоши (ловит звук). Узнает и
называет 4 5 букв алфавита. Категорически отказывается от участия в
инсценировки знакомой сказки. Не участвует в коллективном пересказе сказки.
Не называет персонажей сказки на графическом рисунке. Не отвечает на
поставленные вопросы. Не слушает ответы сверстников. Не определяет
направления на листе бумаги.
Средний уровень. Узнает и называет 50% особенностей времени года
закодированных в таблице. Составляет пересказ сказки, пропуская события,
происходящие в сюжете. Узнает, но затрудняется назвать сказку, закодированную
в таблице. Не все символы в таблице преобразовывает в образы, затрудняется
замещать образы геометрическими фигурами. Узнает, но затрудняется рассказать
сказку. Рассматривает иллюстрации, узнает сказку, не проявляет желания
рассказать ее. Правильно определяет количество слогов только в двух слоговых и
однослоговых словах, и определяет количество слогов цифрой. Образовывает
существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом к любому
предложенному существительному (одушевленным и неодушевленным) по 1
варианту. При произношении воспитателем четырехбуквенных слов при
интонационном выделении нужного звука хлопает в ладоши (ловит звук) после 2
3 раза произношения слова. Узнает и называет букв алфавита. Не проявляет
инициативу при выборе роли для инсценировки сказки, но от предложенных
ролей не отказывается. Ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря
предложения, не соблюдая хронологический порядок событий сказки, или
начиная сказку рассказывать сначала. Ошибается в определении 2-х направлений
при ориентировке на листе бумаги. При помощи воспитателя называет
персонажей сказки на графическом рисунке, после того как подбирает пару из
изображенных на листе героев сказок. Ошибается при ответах на вопросы по
содержанию произведения. Выкрикивает, перебивает сверстников, но отвечает
правильно.
Высокий уровень. Узнает и называет все особенности времени года
закодированные в таблице. Составляет последовательный пересказ сказки.
Узнает и называет название сказки закодированной в таблице. Преобразовывает
символы в таблице в образы. Умеет замещать образы геометрическими фигурами.
Узнает и рассказывает знакомую сказку по коллажу. Внимательно рассматривает
иллюстрации, узнает сказки, помогает воспитателю составить рассказ по
иллюстрации. Правильно определяет количество слогов в трех слоговых словах.
Образовывает существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом к
любому предложенному существительному (одушевленным и неодушевленным)
по 2-3 варианта. При произношении воспитателем четырехбуквенных и более
слов при интонационном выделении нужного звука хлопает в ладоши (ловит звук)
после первого произношения слова. Узнает и называет букв алфавита. Проявляет
инициативу при выборе роли при инсценировке сказки. Ребенок участвует в
коллективном пересказе, говоря 2-3 предложения, соблюдая хронологический
порядок событий сказки, продолжает пересказ сказки с момента, на котором
закончил предыдущий ребенок. Безошибочно определяет центр листа, правую и
левую стороны, верх и низ листа. Безошибочно называет персонажей сказки на
графическом рисунке и подбирает пару из изображенных на листе героев сказок.
Правильно отвечает на вопросы по содержанию прочитанного произведения. Не
перебивает сверстников во время ответов на вопросы.
1.10. Диагностическая часть
Для диагностирования по программе определили сроки 1-2 недели сентября
и 4 неделя мая. Организация этой части программы проходит в форме игр, бесед,
Мониторинг позволяет педагогу: выявить и проанализировать проблемы,
возникающие у воспитанников в процессе изучения материала; определить
общую тенденцию усвоения программного материала.
Для диагностирования дошкольников по теме программы, модифицирована
диагностика Л.В. Любимовой и Л.В. Коломейченко. Методика диагностирования
детей младшего дошкольного возраста по программе дополнительного
образования «Мнемотехника в развитии дошкольников».
Блок «От сказки к сказке» Цель: Выявить знаний детей 3 лет Условия:
Использование стимульного материала, в процессе диагностирования
дошкольников.
Методика:
Модифицированная диагностика
Коломейченко
Л.В.;
Любимовой Л.В. Уметь рассказывать о характерных признаках домашних и
диких животных; Составлять последовательный пересказ знакомых сказок;
Определять название спрятанной в таблице сказки; мнемотаблицы «Животные»,
мнемотаблицы к сказке «Курочка ряба».
Высокий уровень: узнает и называет все характерные признаки диких и
домашних животных закодированные в таблице. Составляет последовательный
пересказ сказки. Узнает и называет название сказки закодированной в таблице .
Средний уровень: узнает и называет 50% характерных признаков диких и
домашних животных закодированных в таблице Составляет пересказ сказки,
пропуская события, происходящие в сюжете. Узнает, но затрудняется назвать
сказку, закодированную в таблице.
Низкий уровень: не называет ни одного признака диких и домашних
животных закодированных в таблице. Затрудняется рассказать сказку, опираясь
на мнемотаблицу,
Узнавание и рассказывание знакомых потешек по коллажу. Умения
рассказывать знакомые сказки по коллажу. Проявление интереса к народным
сказкам. Способность обозначать одним символом реальный образ выделять
определенный звук в отдельных словах. Узнавание некоторых букв алфавита.
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. Дидактическая игра
«Спрячь сказку» по сказке теремок. Д.и. «Поймай звук».
Высокий уровень: преобразовывает символы в таблице в образы (люди
изображены геометрическими фигурами, курица ноги куринные и т.д.).
Прикасаясь к тактильным дощечкам комментирует «колючая похожа на ежика,
пушистая как зайчик и т.д.». Узнает и рассказывает знакомую потешку. Узнает и
рассказывает знакомую сказку по коллажу. Внимательно рассматривает
иллюстрации, узнает сказки, помогает воспитателю составить рассказ по
иллюстрации. Умеет замещать образы геометрическими фигурами (медведь
коричневый круг, лиса оранжевый треугольник и т.д.). При произношении
воспитателем трехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука
хлопает в ладоши (ловит звук) после первого произношения слова. Узнает и
называет 8-10 букв алфавита.
Средний уровень: не все символы в таблице преобразовывает в образы.
Затрудняется комментировать все предложенные ощущения. Узнает, но
затрудняется рассказать потешку. Узнает, но затрудняется рассказать сказку.
Рассматривает иллюстрации, узнает сказки, не проявляет желания рассказать
сказку. Затрудняется замещать образы геометрическими фигурами. При
произношении воспитателем трехбуквенных слов при интонационном выделении
нужного звука хлопает в ладоши (ловит звук) после 3-4 раза произношения слова
Узнает и называет 3-4 буквы алфавита. Затрудняется провести аналогию между
символом и образом.
Низкий уровень: не выражает свои ощущения словами. Не узнает потешку
по коллажу. Не узнает сказку по коллажу. Не проявляет интереса к беседе
воспитателя о русских народных сказках. Не понимает, что живой образ можно
заменить геометрической фигурой. При произношении воспитателем
трехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука беспорядочно
хлопает в ладоши (ловит звук) Не называет ни одной буквы алфавита.
Методика диагностирования детей среднего дошкольного возраста по
программе дополнительного образования «Мнемотехника в развитии
дошкольников». Блок «От сказки к сказке» Цель: Выявить знаний детей среднего
дошкольного возраста. Уметь составлять последовательный пересказ знакомых
сказок; Определять название спрятанной в таблице сказки; перекодировать
информацию (преобразовывать из абстрактных символов в образы). Способность
обозначать одним символом реальный образ мнемотаблицы к сказке «Заюшкина
избушка», мнемотаблицы к сказке «Рукавичка». Дидактическая игра «Спрячь
сказку» по сказке «Петушок и бобовое зернышко».
Высокий уровень: составляет последовательный пересказ сказки. Узнает и
называет название сказки закодированной в таблице. Преобразовывает символы
в таблице в образы (люди изображены геометрическими фигурами, волк зубы и
т.д.) Умеет замещать образы геометрическими фигурами (корова коричневый
круг, петушок оранжевый треугольник и т.д.).
Средний уровень: составляет пересказ сказки, пропуская события,
происходящие в сюжете. Узнает, но затрудняется назвать сказку, закодированную
в таблице Не все символы в таблице преобразовывает в образы. Затрудняется
замещать образы геометрическими фигурами.
Низкий уровень: затрудняется рассказать сказку опираясь на
мнемотаблицу. Не узнает сказку. Затрудняется провести аналогию между
символом и образом. Не понимает, что живой образ можно заменить
геометрической фигурой.
Умения рассказывать знакомые сказки по коллажу. Проявление интереса к
народным сказкам. Определение количества слогов в слове. образовывать слова с
уменьшительно- ласкательным суффиксом, выделять определенный звук в
отдельных словах. Узнавание некоторых букв алфавита. коллажа к сказке «Маша
и медведь» Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам Д.и.
«Волшебный барабанчик» Рассматривание персонажей сказок Д.и. «Поймай
звук» Рассматривание алфавита.
Высокий уровень: узнает и рассказывает знакомую сказку по коллажу.
Внимательно рассматривает иллюстрации, узнает сказки, помогает воспитателю
составить рассказ по иллюстрации. Правильно определяет количество слогов в
трех слоговых словах, ударяя столько раз в барабан, сколько слогов и определяет
количество слогов цифрой. Образовывает существительные с уменьшительноласкательным суффиксом к любому предложенному существительному
(одушевленным и неодушевленным) по 2-3 варианта. При произношении
воспитателем трехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука
хлопает в ладоши (ловит звук) после первого произношения слова Узнает и
называет букв алфавита.
Средний уровень: узнает, но затрудняется рассказать сказку. Рассматривает
иллюстрации, узнает сказки, не проявляет желания рассказать сказку. Правильно
определяет количество слогов только в двух слоговых и однослоговых словах,
ударяя столько раз в барабан, сколько слогов и определяет количество слогов
цифрой. Образовывает существительные с уменьшительно-ласкательным
суффиксом к любому предложенному существительному (одушевленным и
неодушевленным) по 1 варианту. При произношении воспитателем
трехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука хлопает в
ладоши (ловит звук) после 3-4 раза произношения слова. Узнает и называет букв
алфавита.
Низкий уровень: не узнает сказку по коллажу. Не проявляет интереса к
беседе воспитателя о русских народных сказках. Ошибается при определении
количества слогов в словах. Не образовывает существительные с уменьшительноласкательным суффиксом. При произношении воспитателем трехбуквенных слов
при интонационном выделении нужного звука беспорядочно хлопает в ладоши
(ловит звук)
Проявление творческой индивидуальности. Участие в коллективном пересказе.
ориентироваться па плоскости листа. соотносить фигуры из счетных палочек и их
изображения на листе бумаги. отвечать на вопросы слушать ответы других детей.
Инсценировка знакомой сказки. Графический диктант Д.у. «Назови, кто
изображен на карточке и найди пару» Д.у. «Подумай и ответь». Совместный
пересказ знакомых сказок.
Высокий уровень: проявляет инициативу при выборе роли при
инсценировке сказки. Ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря
предложения, соблюдая хронологический порядок событий сказки. Продолжает
пересказ сказки с момента, на котором закончил предыдущий ребенок.
Безошибочно определяет центр листа, правую и левую стороны, верх и низ листа.
Безошибочно называет персонажей сказки на графическом рисунке и подбирает
пару из изображенных на листе героев сказок. Правильно отвечает на вопросы
по содержанию прочитанного произведения. Не перебивает сверстников во время
ответов на вопросы.
Средний уровень: не проявляет инициативу при выборе роли при
инсценировке сказки, но от предложенных ролей не отказывается. Ребенок
участвует в коллективном пересказе, говоря предложения, не соблюдая
хронологический порядок событий сказки, или начиная сказку рассказывать
сначала. Ошибается в определении 2- х направлений. При помощи воспитателя
называет персонажей сказки на графическом рисунке, после того как подбирает
пару из изображенных на листе героев сказок. Ошибается при ответах на вопросы
по содержанию произведения. Выкрикивает, перебивает сверстников, но отвечает
правильно.
Низкий уровень: категорически отказывается от участия в инсценировки
знакомой сказки. Не участвует в коллективном пересказе сказки. Не определяет
направления на листе бумаги. Не называет персонажей сказки на графическом
рисунке. Не отвечает на поставленные вопросы. Не слушает ответы сверстников.
2. Учебно-тематический план
Темы, количество занятий на 1 год реализации программы
Средняя группа
Блок «От сказки к сказке»
1. «Лиса и кувшин» 2
2. «Мужик и медведь». 4
3. «Гуси - лебеди» 4
4. «По щучьему велению» 4
5. «Заяц - хваста» 3
6. «Лисичка сестричка и серый волк» 4
7. «Снегурочка» 4
8. «Смоляной бычок» 4
9. «Пузырь, соломинка и лапоть» 3
Итого: 32
Возраст
детей
Дата
начала
обучения
по
программе
3. Календарный учебный график
Дата
Всего
Количество
окончания учебных
учебных
обучения
недель
часов
по
программе
4-5 лет
01.10.2025
30.05.2026
32
32
Режим занятий
1 раз в неделю
4. Список литературы
Бабаева Т.И., Крулехт М.В. и др. Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как
работать по программе «Детство». М., Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с
помощью мнемотехники. -СПб.,
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие детей младшего дошкольного
возраста. Воронеж, Т.Ц. «Учитель»,
Колеватова А.А. Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи
[Электронный ресурс] /сайт «Фестиваль педагогических идей». Режим
доступа:
Методические советы к программе «Детство».- СПб., Изд-во «ДЕТСТВО ПРЕСС»,
Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 45 лет. -СПб.: Паритет, с. 7.
Омельченко Л.В. Использование приѐмов мнемотехники в развитии
связной речи» / Логопед,
С Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении
рассказыванию детей дошкольного возраста. - СПб., Изд-во «ДЕТСТВОПРЕСС»,
Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память / Ребенок в детском саду,
С Чепурной Г. А. Мнемотехника: технология эффективного усвоения
информации в условиях современного образования: [учебно-методическое
пособие] / Чепурной Г. А. М.: Основа, с.