Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Грамотеи 5-6 лет

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 51 компенсирующего вида Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
Педагогическим Советом
ГБДОУ детский сад № 51
Приморского района Санкт-Петербурга
от 27 августа 2025 г. Протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
ГБДОУ детский сад № 51
Приморского района Санкт-Петербурга
_____________С.В.Краевая

Рабочая программа
к дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей
программе социально-гуманитарной направленности
«ГРАМОТЕИ»
на 2025 – 2026 учебный год

Возраст обучающихся: с 5 до 6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор программы:
педагог дополнительного
образования
Егорова Ольга Александровна

Санкт-Петербург
2025
1

№ п/п

Оглавление
Название раздела программы

Стр.

1.

Цели и задачи программы

3

2.

Ожидаемые результаты

3

3.

Отличительные особенности программ

4

4.

Условия реализации программы

5

4.1.

5

4.2.

Краткая характеристика целевой группы потребителей
образовательной услуги
Формы и режим занятий

4.3.

Календарный учебный график

5

5.

6

7.

Учебно-тематический план дополнительной
образовательной программы «Грамотеи» 2 год обучения (56 лет)
Календарно-тематическое планирование дополнительной
образовательной программы «Грамотеи» 2 год обучения (56 лет)
Содержание обучения

14

8.

Формы и методы проведения занятий

15

9.

Список литературы

16

6.

5

7

2

1.
Цели и задачи программы
Цели: подготовка дошкольников к освоению грамоты в школе, создание
условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически
развитого и эмоционального читателя.
Задачи:
Образовательные задачи
1.
Совершенствовать навыки устной речи, расширять словарный запас.
2.
Сформировать понятия – «предложение», «слово», «слог», «звук»,
«буква».
3.
Познакомить детей со звуками и буквами русского алфавита.
4.
Сформировать навыки звукобуквенного и слогового анализа слов.
5.
Сформировать знания детей о строении предложения: уметь называть
слова с указанием последовательности, строить схемы предложений.
6.
Сформировать навыков плавного слогового чтения с постепенным
переходом к самостоятельному, осмысленному и уверенному чтению целыми
словами.
7.
Формировать умение планировать свои действия в игровой ситуации,
выполнять правила игры.
Развивающие задачи
1.
Развивать речевой и фонематический слух.
2.
Развивать логическое и образное мышление, зрительное и слуховое
внимание, память, воображение.
3.
Развивать активность и любознательность, желание учиться,
творческие способности детей.
4.
Формировать правильную осанку.
5.
Развивать глазомер.
6.
Подготовить руку к письму.
7.
Развивать моторику пальцев рук.
Воспитательные задачи
1.
Воспитывать интерес к родному языку.
2.
Воспитывать интерес к чтению книг – источнику знаний, к родному
языку.
3.
Воспитывать дисциплинированность, организованность, чувства
коллективизма.
4.
Воспитывать выдержку, настойчивость в достижении результатов.
8.
Воспитывать интерес к чтению книг – источнику знаний, к родному
языку.
2.
Ожидаемые результаты
К концу второго года обучения дети должны знать и уметь:
Чтение:
– делить слова на слоги;
– определять место звука в слове;
– давать характеристику звуку;
– свободно пользоваться и самим составлять звуковые схемы слов;
3

– давать характеристику звуку;
– уметь работать с кассой букв;
– овладевают чтением слогов, коротких слов;
– использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с
обобщающим
значением;
– точно отвечать на поставленные вопросы педагога.
Письмо(печатание):
– овладевают позой пишущего человека;
– ориентироваться на листе;
– рисовать разнообразные линии;
– делить линию пополам;
– рисовать простые росчерки («петли», «ленты», «волна» и т. д.);
– дорисовывать начатые фигуры;
– вписывать элементы букв в конфигурацию росчерков;
– уметь писать (печатать) гласные буквы разных размеров (крупные и
мелкие).

Для проверки результативности проводится диагностика, результаты
которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных
требований, предъявляемых детям в каждой возрастной группе.
Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также
применяются диагностические методики:

Экспресс-диагностика МЭДИС («Звуковой анализ слов», «Усвоение
способа чтения»).
3.
Отличительные особенности программы
Содержание программы разработано с учётом преемственности дошкольного
и начального общего образования, предлагает разнообразный дидактический
материал по обучению дошкольников грамоте. На каждом занятии по
обучению грамоте решаются разные взаимосвязанные речевые задачи:
фонетические, лексические, грамматические, а на их основе – развитие
связной речи. В программе реализуется системный, комплексный,
личностный, теоретический подход к развитию детей. Распределение
программного материала соответствует возрастным и психофизиологическим
особенностям детей и реальным требованиям, предъявляемым к
современному обучению грамоте.
Отличительной особенностью дополнительной образовательной программы
«Грамотеи» является комплексное взаимодействие блоков программы, где
присутствует единый игровой сюжет. В программу включены три
неразрывно связанных между собой блока:
1. Блок «Развитие звуко-буквенного анализа»,
2. Блок «Развитие интереса и способностей к чтению»,
3. Блок «Подготовка руки к письму» (штриховки, конструирование букв,
печатание, обучение написанию элементов письменных букв).
В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования,
ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции:
4

фонематический анализ и синтез, представление, абстрагирование, сравнение
(сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения различных типов слов
между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую структуру, и
т. п.).
В дополнительной образовательной программе «Грамотеи» большое место
занимают нетрадиционные приемы работы: опорное моделированиесоставление моделей слов (из геометрических фигур), предложений (слова –
иллюстрации). Модели помогают не только наглядно представить какойлибо объект, но и модифицировать его, экспериментировать с ним.
Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не
содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные
особенности дошкольников, в занятия введено большое количество игр и
игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную
роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции,
правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои
индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение
адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного
поведения и поступков сверстников. Обучение грамоте носит
общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной
деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических
качеств личности ребенка.
4.
Условия реализации программы
4.1.
Краткая характеристика целевой группы потребителей
образовательной услуги
Программа рассчитана на работу с детьми 5-6 лет, посещающие детский сад
(2 год обучения). Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Грамотеи» реализуется в течение трех лет.
4.2. Формы и режим занятий
Форма обучения – очная. Основной формой работы с детьми
является групповое занятие, продолжительность которого соответствует
возрастным нормам детей:
– 2-й год обучения – 1 раз в неделю по 25 минут.
Максимальная наполняемость групп 10 детей. Занятия проводятся во второй
половине дня. Занятия проводятся фронтально одновременно со всеми
детьми, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям
расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые
части.
4.3. Календарный учебный график
Возраст

5-6лет

Дата начала
обучения по
программе
01.10.2025

Дата окончания
обучения по
программе
30.05.2026

Всего
учебных
недель
32

Количество
Режим
учебных
занятий
часов
32
1раз в неделю

5

5. Учебно-тематический план дополнительной образовательной
программы «Грамотеи» 1 год обучения (5-6 лет)
1.

№
п\п
1.
2.

3.

4.

6.

7.

Название разделов и тем
программы «Грамотеи»
Диагностика
Ознакомление со словом, как
языковой единицей.
Ознакомление со звучащим
словом (звуки, длинные и
короткие слова, деление слов на
слоги на слух)
Ознакомление с предложениемединицей речевого общения,
графическое обозначение слова
(с помощью моделей),
составление предложений,
определение порядка слов в
предложении, графическое
обозначение предложения (с
помощью моделей), работа со
схемами предложений.
Звуки и буквы. Знакомство с
гласными звуками а, у, о, э, ы, и,
е, ё, я, ю; с согласными звуками
и буквами, обозначающие эти
звуки, чтение слогов, слов,
дифференциация заданного
звука в слоге и слове, место
звука в слове, деление слов на
слоги, обозначение слогов с
помощью моделей,
словоизменение. Ознакомление
с понятием ударение. Обучение
звуковому анализу
односложных слов, деление на
части, удобные для звукового
разбора, анализ односложных
слов, дифференциация твёрдых
и мягких согласных.
Подготовка руки к письму
(штриховка, конструирование,
пальчиковые гимнастики,
графические упражнения,
печатание букв, слогов)
Повторение пройденного
материала. Диагностика.

Кол-во часов

Теория

Практика

1
2

0
1

1
1

4

2

2

20

3

17

4

0

4

1

0

1

32

6

26

6

6. Календарно-тематическое планирование образовательной
программы «Грамотеи» 1 год обучения (5-6 лет)
№
занятия
п\п
1
2

Неделя

Раздел, тема, содержание занятия

1-я
2-я

3

3-я

4

4-я

Звуки речи. Гласные и согласные звуки.
Звуки гласные и согласные. Знакомство с
понятиями «звук», «буква», «гласный
звук», знакомство с гласными звуками.
Графическое обозначение гласного звука:
красный квадрат. Формирование
представлений о том, что слова
обозначают: предметы, признаки,
действия; встречаются слова, похожие и
противоположные по значению; слова
звучат по- разному, но есть слова,
похожие по звучанию. Дидактические
упражнения: «Назови предметы вокруг
себя», «Скажи наоборот», «Добавь
слово». Пальчиковая гимнастика,
штриховка.
Гласные буквы А, Я. Знакомство с
понятиями «звук», «буква», «гласный
звук», знакомство с гласными звуками
(повторение). Формирование
представлений о том, что слова состоят
из звуков, слова бывают длинные и
короткие, умения выделять звук в слове,
соединять разрозненные звуки в слово.
Деление слов на слоги. Дидактические
упражнения «Какой звук потерялся?»,
«Прохлопай (пропрыгай) слово»,
«Учимся мерить слова», «Раздели на
слоги». Пальчиковая гимнастика,
графическое упражнение.
Гласные буквы О, Ё. Формирование
умения выделять звук в слове, соединять
разрозненные звуки в слово. Графическое
обозначение слова (с помощью моделей),
составление предложений, определение
порядка слов в предложении,
графическое обозначение предложения (с
помощью моделей), работа со схемами
предложений. Дидактические
упражнения «Сколько слов в
предложении?», «Назови слова по
порядку», «Нарисуй схему
предложения», «Сделай и скажи»,
«Слова, встаньте по порядку!»
Пальчиковая гимнастика, графическое
упражнение.

Количество часов
Всего теория практика
1
1

0
0.5

1
0.5

1

0.5

0.5

1

0,5

0,5

7

5

5-я

6

6-я

7

7-я

8

8-я

Гласные буквы У, Ю. Формирование
умения выделять звук в слове, соединять
разрозненные звуки в слово.
Дифференциация заданного звука в слоге
и слове, место звука в слове.
Графическое обозначение гласного звука:
красный квадрат. Дидактические
упражнения «Выбери предметы», «Где
спрятался звук?». Пальчиковая
гимнастика. Графическое упражнение.
Гласные буквы Э, Е. Формирование
умения выделять звук в слове, соединять
разрозненные звуки в слово.
Дифференциация заданного звука в слоге
и слове, место звука в слове.
Графическое обозначение гласного звука:
красный квадрат. Составление
предложений, определение порядка слов
в предложении, графическое обозначение
предложения (с помощью моделей),
работа со схемами предложений.
Дидактические упражнения «Выбери
предметы», «Где спрятался звук?», «Кто
в каком домике живет», «Раздели на
слоги», «Назови слова по порядку»,
«Нарисуй схему предложения».
Пальчиковая гимнастика. Графическое
упражнение.
Гласные буквы ы, И. Формирование
умения выделять звук в слове, соединять
разрозненные звуки в слово.
Дифференциация заданного звука в слоге
и слове, место звука в слове.
Графическое обозначение гласного звука:
красный квадрат. Деление слов на слоги,
обозначение слогов с помощью моделей.
Дидактические упражнения «Назови
слова», «Раздели на слоги». Пальчиковая
гимнастика. Графическое упражнение.
Гласные буквы (закрепление).
Формирование умения выделять звук в
слове, соединять разрозненные звуки в
слово. Дифференциация заданного звука
в слоге и слове, место звука в слове.
Графическое обозначение гласного звука:
красный квадрат. Проверить степень
усвоения пройденного материала.
Деление слов на слоги, обозначение
слогов с помощью моделей. Обучение
звуковому анализу слов. Дидактические
упражнения «Назови слова», «Синий
квадрат», «Раздели на слоги».

1

0,5

0,5

1

0

1

1

0,5

0,5

1

0

1

8

9

9-я

10

10-я

11

11-я

12

12-я

Пальчиковая гимнастика. Графическое
упражнение.
Знакомство с согласными звуками,
твердые, мягкие согласные звуки С, С*,
буква С. Дифференциация заданного
звука в слове, место звука в слове.
Деление слов на слоги, обозначение
слогов с помощью моделей. Обучение
звуковому анализу слов. Дидактические
упражнения «Назови слова», «Красный,
синий квадрат», «Раздели на слоги»,
«Назови слова по порядку». Графическое
упражнение.
Знакомство с согласными звуками,
твердые, мягкие согласные звуки С, С*,
буква С. Слог-слияние с гласными А, О,
О, ы, Э, чтение слогов, учить
воспроизводить услышанные слоги на
письме, читать целые слова. Работа с
букварем. Дифференциация заданного
звука в слове, место звука в слове.
Деление слов на слоги, обозначение
слогов с помощью моделей. Обучение
звуковому анализу слов. Дидактические
упражнения «Назови слова», «Красный,
синий квадрат», «Раздели на слоги»,
«Назови слова по порядку». Графическое
упражнение.
Складывание слов (из трех букв) из
разрезной азбуки. Обучение звуковому
анализу слов. Дидактические упражнения
«Придумай слово», «Собери слово»,
«Квадратики-помощники», «Раздели на
слоги». Пальчиковая гимнастика.
Графическое упражнение.
Знакомство с согласными звуками,
твердые, мягкие согласные звуки С, С*
Слог-слияние с гласными Я, Ё, Е, Ю, И,
чтение слогов, учить воспроизводить
услышанные слоги на письме, читать
целые слова. Работа с букварем.
Дифференциация заданного звука в
слове, место звука в слове. Деление слов
на слоги, обозначение слогов с помощью
моделей. Обучение звуковому анализу
слов. Дидактические упражнения
«Назови слова», «Красный, синий,
зеленый, квадрат», «Раздели на слоги»,
«Назови слова по порядку». Графическое
упражнение.
Знакомство с согласным твердым и
мягким звуком М, М* деление слов на

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0

1

1

0,5

0,5
9

13

13-я

14

14-я

15

15-я

слоги. Дифференциация заданного звука
в слове, место звука в слове. Обучение
звуковому анализу слов. Составление
предложений, определение порядка слов
в предложении, графическое обозначение
предложения (с помощью моделей),
работа со схемами предложений.
Дидактические упражнения «Выбери
предметы», «Где спрятался звук?»,
«Прочитай слоги и запиши», «Раздели на
слоги», «Синие, зеленые и красные
квадратики», «Нарисуй схему
предложения», «Сделай и скажи»,
«Слова, встаньте по порядку!»
Пальчиковая гимнастика. Графическое
упражнение.
Продолжить знакомство с согласным
твердым и мягким звуком М, М* чтение
слогов, слов. Учить детей делить слова на
слоги. Ориентируясь на количество
гласных в слове. Познакомить с
правилом правописания большой буквы в
именах людей. Дифференциация
заданного звука в слове, место звука в
слове. Обучение звуковому анализу слов.
Дидактические упражнения «Выбери
предметы», «Где спрятался звук?»,
«Прочитай слоги и запиши», «Раздели на
слоги», «Синие, зеленые и красные
квадратики». Пальчиковая гимнастика.
Графическое упражнение.
Знакомство с согласным твердым и
мягким звуком Х, Х* чтение слогов, слов,
словоизменения. Знакомство с
ударением в слове, графическое
обозначение ударения. Дифференциация
заданного звука в слове, место звука в
слове. Обучение звуковому анализу слов.
Работа со схемами предложений.
Дидактические упражнения «Лишний
предмет», «Где спрятался звук?»,
«Прочитай слоги и запиши», «Раздели на
слоги», «Синие и красные квадратики».
Пальчиковая гимнастика. Графическое
упражнение.
Знакомство с согласным твердым и
мягким звуком Н, Н*, с буквой Н, чтение
слогов, слов, словоизменения.
Дифференциация заданного звука в
слове, место звука в слове. Обучение
звуковому анализу слов. Графическое
обозначение слова (с помощью моделей),

1

0

1

1

0

1

1

0

1

10

16

16-я

17

17-я

18

18-я

большая буква в начале предложения,
составление предложений, определение
порядка слов в предложении,
графическое обозначение предложения (с
помощью моделей), работа со схемами
предложений. Дидактические
упражнения «Выбери предметы», «Где
спрятался звук?», «Раздели на слоги»,
«Красный, синий, зеленый», ребус
«Новое слово», «Назови слова по
порядку», «Нарисуй схему
предложения». Пальчиковая гимнастика.
Графическое упражнение.
Знакомство с согласным твердым и
мягким звуком Н, Н*, с буквой Н, чтение
слогов, слов, предложения.
Дифференциация заданного звука в
слове, место звука в слове. Обучение
звуковому анализу слов, определению
ударения в слове, обозначение ударения.
Работа со схемами предложений.
Дидактические упражнения «Лишний
предмет», «Где спрятался звук?»,
«Твердый, как лед, мягкий, как трава»,
«Раздели на слоги», «Красный, синий,
зеленый», «Нарисуй схему
предложения», «Сделай и скажи»,
«Слова, встаньте по порядку!».
Пальчиковая гимнастика. Графическое
упражнение.
Знакомство с согласным твердым и
мягким звуком Р, Р*, с буквой Р, чтение
слогов, слов, предложения.
Дифференциация заданного звука в
слове, место звука в слове. Обучение
звуковому анализу слов. Дидактические
упражнения «Лишний предмет», «Где
спрятался звук?», «Раздели на слоги»,
«Красный, синий, зеленый», ребус
«Новое слово». Пальчиковая гимнастика.
Графическое упражнение.
Знакомство с согласными твердым и
мягким звуками Л, Л*, буквой Л, чтение
слогов, слов, предложений.
Дифференциация заданного звука в
слове, место звука в слове. Обучение
звуковому анализу слов. Знакомство с
понятием предлог, назначением
предлогов. Обозначением в схеме
предложения. Дидактические
упражнения «Выбери предмет», «Где
спрятался звук?», «Буквы рассыпались»,

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0

1

11

19

19-я

20

20-я

21

21-22-я

22

23-24-я

«Раздели на слоги», «Красный, синий,
зеленый», «Нарисуй схему
предложения», «Слова, встаньте по
порядку!». Пальчиковая гимнастика.
Графическое упражнение.
Знакомство с согласным твердым и
мягким звуком З, З*, с буквой З, с
парными звонкими и глухими
согласными, дифференциация звуков [зс], чтение слогов, слов, предложений.
Дифференциация заданного звука в
слове, место звука в слове. Обучение
звуковому анализу слов. Работа со
схемами предложений. Дидактические
упражнения «Лишний предмет», «Где
спрятался звук?», «Раздели на слоги»,
«Красный, синий, зеленый», «Нарисуй
схему предложения», «Слова, встаньте по
порядку!», ребус «Новое слово».
Пальчиковая гимнастика. Графическое
упражнение.
Закрепление знаний о согласных С, М, Х,
Н, Р, Л, З. Чтение слогов, слов,
словоизменения. Дифференциация
заданного звука в слове, место звука в
слове. Обучение звуковому анализу слов.
Работа со схемами предложений.
Дидактические упражнения «Лишний
предмет», «Где спрятался звук?»,
«Раздели на слоги», «Красный, синий,
зеленый», «Нарисуй схему
предложения», «Слова, встаньте по
порядку!». Пальчиковая гимнастика.
Графическое упражнение.
Знакомство с согласными твердым и
мягким звуком В, В*, буквой В, с
парными звонкими и глухими
согласными, дифференциация звуков [вф], чтение слогов, слов.
Дифференциация заданного звука в
слове, место звука в слове. Обучение
звуковому анализу слов. Работа со
схемами предложений. Дидактические
упражнения «Лишний предмет», «Где
спрятался звук?», «Твердый, как лед,
мягкий, как трава», «Раздели на слоги»,
«Красный, синий, зеленый», «Нарисуй
схему предложения». Пальчиковая
гимнастика. Графическое упражнение.
Знакомство с согласными твердым и
мягким звуком Ф, Ф*, буквой Ф, с
парными звонкими и глухими

1

0,5

0,5

1

0

1

2

0

2

2

0

2

12

23

24-25-я

24

26-27-я

25

28-29-я

согласными, дифференциация звуков [вф], чтение слогов, слов, предложений.
Дифференциация заданного звука в
слове, место звука в слове. Обучение
звуковому анализу слов. Работа со
схемами предложений. Дидактические
упражнения «Лишний предмет», «Где
спрятался звук?», «Твердый, как лед,
мягкий, как трава», «Раздели на слоги»,
«Красный, синий, зеленый», «Нарисуй
схему предложения». Пальчиковая
гимнастика. Графическое упражнение.
Знакомство с согласными твердым и
мягким звуком Г, Г*, буквой Г, с
парными звонкими и глухими
согласными, дифференциация звуков [гк], чтение слогов, слов, предложений.
Дифференциация заданного звука в
слове, место звука в слове. Обучение
звуковому анализу слов. Работа со
схемами предложений. Дидактические
упражнения «Лишний предмет», «Где
спрятался звук?», «Твердый, как лед,
мягкий, как трава», «Раздели на слоги»,
«Красный, синий, зеленый», «Нарисуй
схему предложения». Пальчиковая
гимнастика. Графическое упражнение.
Знакомство с твердым и мягким звуком
К, К* и буквой К, с парными звонкими и
глухими согласными, дифференциация
звуков [г-к], чтение слогов, слов,
предложений. Дифференциация
заданного звука в слове, место звука в
слове. Обучение звуковому анализу слов.
Работа со схемами предложений.
Дидактические упражнения «Лишний
предмет», «Где спрятался звук?»,
«Твердый, как лед, мягкий, как трава»,
«Раздели на слоги», «Красный, синий,
зеленый», «Нарисуй схему
предложения», «Слова, встаньте по
порядку!». Пальчиковая гимнастика.
Графическое упражнение.
Знакомство с согласным твердым и
мягким звуком Б, Б*, с буквой Б, с
парными звонкими и глухими
согласными, дифференциация звуков [бп], дифференциация звуков [б-п], чтение
слогов, слов, предложений.
Дифференциация заданного звука в
слове, место звука в слове. Обучение
звуковому анализу слов. Дидактические

2

0,5

1,5

2

0

2

2

0

2

13

26

30-31-я

32-я

упражнения «Где спрятался звук?»,
«Собери слова из букв», «Раздели на
слоги», «Красный, синий, зеленый».
Пальчиковая гимнастика. Графическое
упражнение.
Знакомство с согласным твердым и
мягким звуком П, П*, с буквой П, с
парными звонкими и глухими
согласными, дифференциация звуков [бп], дифференциация звуков [б-п], чтение
слогов, слов, предложений.
Дифференциация заданного звука в
слове, место звука в слове. Обучение
звуковому анализу слов. Дидактические
упражнения «Где спрятался звук?»,
«Собери слова из букв», «Раздели на
слоги», «Красный, синий, зеленый».
Пальчиковая гимнастика. Графическое
упражнение. Работа со схемами
предложений. Дидактические
упражнения «Лишнее слово», «Твердый,
как лед, мягкий, как трава», «Буквы
рассыпались», «Раздели на слоги»,
«Красный, синий, зеленый», «Сколько
слов в предложении?», «Назови слова по
порядку», «Нарисуй схему
предложения». Пальчиковая гимнастика.
Графическое упражнение.
Повторение пройденного материала.
Диагностика.

2

0

2

1

0

1

32

6

26

7. Содержание обучения
В процессе реализации программы у ребенка формируются:

Способности и интерес к чтению.

Универсальные предпосылки учебных действий с учетом предметного
содержания, а именно:
Личностные –умение соотносить поступки, события с принятыми
этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить
нравственный аспект поведения. Дети знакомятся с пословицами,
поговорками, им объясняется смысл, прививается умение делать
самостоятельные выводы.
Регулятивные - обеспечивающие организацию каждым ребенком своего
рабочего места, понимание учебной задачи, ее самостоятельное решение, а
также у детей формируются навыки самоконтроля и самооценки.
Познавательные–позволяющие ребенку произвольно строить высказывания
и самостоятельно выбирать эффективный способ выполнения работы.
Логические:

14

- анализ и синтез слов с целью выделения фонетических признаков
(количество звуков в слове, их характеристика, количество слов в
предложении);
- установление причинно- следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- знаково-символическое моделирование.
Коммуникативные- дети учатся вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении учебно-игровых задач, интегрироваться в группу
сверстников и продуктивно с ними сотрудничать.
В сценарии каждой темы программы решается задача подготовки руки
ребенка к письму на уровне возрастных возможностей, что включает в себя:
- развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
-развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);
- формирование графических навыков
Структура занятий
1. Организационный момент. (Дидактическое упражнение на развитие
внимания, памяти,
динамического
праксиса рук, на формирование
пространственно-временных представлений).
2. Знакомство со звуком. (Название, артикуляция, характеристика, символ
звука).
3. Фонетическое упражнение на звукоподражание.
4 Дидактические игры на развитие фонематического восприятия.
(Выделение данного звука из ряда других звуков, слогов, слов).
5. Физкультминутка.
6. Знакомство с буквой. (Название, графическое изображение, игры с
буквой).
7. Звуко-буквенный анализ слов. Выкладывание схемы слов с помощью
цветовых символов.
8. Индивидуальная работа детей с разрезными азбуками. Составление
слогов, слов из букв, чтение.
9. Итог занятия. (''С чем мы сегодня познакомились на занятии?'', '' Что
больше всего понравилось?''). Отмечать работу всех и каждого ребенка в
отдельности только с положительной стороны.
Примечание:1. Структура занятий может изменяться в зависимости от
материала.
8.
Формы и методы проведения занятий
Методы обучения: наглядный, проблемно-поисковый, исследовательский,
словесный,
практический,
объяснительно-иллюстративный,
игровой.
Дидактические игры широко используются в обучении детей как средство
обогащения, закрепления, уточнения знаний об окружающем мире.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Формы организации учебного занятия: занятия, беседы, различные виды игр,
конкурсы, викторины, работа с родителями, индивидуальная работа,
тестирование, КВНы, соревнования, открытые занятия.
15

Педагогические технологии: технология группового обучения, технология
развивающего обучения, технология проблемного изучения, технология
игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология
коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.
Формы работы с родителями:
• ознакомление родителей с учебно-образовательной программой;
• консультационная работа – индивидуальная, групповая;
• беседы с родителями об успехах их детей;
• проведение родительских собраний;
• проведение открытых занятий и воспитательных мероприятий с
привлечением родителей;
• проведение практикумов и др.;
• разработка памяток для родителей;
• анкетирование родителей с целью познания особенностей ребёнка и его
способностей
9.
Список литературы
1.
Быкова И. А. «Обучение детей грамоте в игровой форме: методическое
пособие»- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.
2.
Бурдина С. В. Изучаем грамоту. Тетрадь с заданиями для развития
детей. Часть 1, 2. - Киров: «Дом печати – ВЯТКА», 2018.
3.
Беляева Т. И. Школа для дошколят. Прописи. Палочки и крючочки. –
М.: РОСМЕН, 2016,
4.
Беляева Т. И. Школа для дошколят. Тренируем руку. Штриховка.
Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЕН, 2013.
5.
Дурова Н.В «Игры и упражнения на развитие фонетикофонематического восприятия»- М «Школьная пресса» 2010
6.
Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие– М. : Эксмо; Изд-во ЛИТУР,
2014. – 96с
7.
Колесникова Е. В. Звуки и буквы. Учебно-методическое пособие к
демонстрационному материалу «Звуки и буквы» для занятий с детьми 5-7
лет.- М.: ЮВЕНТА, 2016.
8.
Колесникова Е. В. Звуки и буквы. Демонстрационный материал «Звуки
и буквы» для занятий с детьми 5-7 лет.- М.: ЮВЕНТА, 2016.
9.
Колесникова Е. В. Предмет, слово, схема. Рабочая тетрадь для детей 57 лет.- М.: ЮВЕНТА, 2017.
10.
Колесникова Е. В. Веселая грамматика для детей 5-7 лет. Рабочая
тетрадь.- М.: ЮВЕНТА, 2008.
11.
Маханева М. Д., Гоголева Н. А., Цыбирева Л. В. «Обучение грамоте
детей 5-7 лет» Методическое пособие – М.: «ТЦ СФЕРА», 2020.
12.
Маханева М. Д., Гоголева Н. А., Цыбирева Л. В. «Я учу звуки и
буквы» Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет– М.: «ТЦ СФЕРА», 2020.
13.
Тумакова Г.А. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом».М.:Просвещение,1991.
16

14.
Цуканова С.П, Бетц Л.Л «Учим ребёнка говорить и читать»-М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2010

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».