Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Грамотеи 6-7 лет

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 51 компенсирующего вида Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
Педагогическим Советом
ГБДОУ детский сад № 51
Приморского района Санкт-Петербурга
от 27 августа 2025 г. Протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
ГБДОУ детский сад № 51
Приморского района Санкт-Петербурга
_____________С.В.Краевая

Рабочая программа
к дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей
программе социально-гуманитарной направленности
«ГРАМОТЕИ»
на 2025 – 2026 учебный год

Возраст обучающихся: с 6 до 7 лет
Срок реализации: 1 год

Автор программы:
педагог дополнительного
образования
Егорова Ольга Александровна

Санкт-Петербург
2025г
1

Оглавление
№ п/п

Название раздела программы

Стр.

1.

Цели и задачи программы

3

2.

Ожидаемые результаты

4

3.

Отличительные особенности программ

5

4.

Условия реализации программы

6

4.1.

6

4.2.

Краткая характеристика целевой группы потребителей
образовательной услуги
Формы и режим занятий

4.3.

Календарный учебный график

6

5.

6

7.

Учебно-тематический план дополнительной
образовательной программы «Грамотеи» 3 год обучения (67 лет)
Календарно-тематическое планирование дополнительной
образовательной программы «Грамотеи» 3 год обучения (67 лет)
Содержание обучения

16

8.

Формы и методы проведения занятий

17

9.

Список литературы

18

6.

6

8

2

1.
Цели и задачи программы
Цели: подготовка дошкольников к освоению грамоты в школе, создание
условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически
развитого и эмоционального читателя.
Задачи:
Образовательные задачи
1.
Совершенствовать навыки устной речи, расширять словарный запас.
2.
Совершенствовать знания детей о звуках и буквах русского алфавита.
3.
Совершенствовать речевой аппарат детей, систематически включая в
занятия артикуляционную гимнастику или разминку (чтение скороговорок,
потешек, чистоговорок, стихов и четверостиший).
4.
Продолжать работу по трем единицам речи: звуку, слову,
предложению.
5.
Сформировать представления детей о интонационной законченности
предложений (точка, восклицательный и вопросительный знаки в конце
предложения).
6.
Сформировать навыки звукобуквенного и слогового анализа слов,
учить определять место звука в трех позициях (в начале, середине и в конце
слова).
7.
Сформировать знания детей о строении предложения: уметь называть
слова с указанием последовательности, строить схемы предложений.
8.
Формировать умение читать односложные, двухсложные и
трехсложные слова, слова с двумя рядом стоящими согласными.
9.
Сформировать навыков плавного слогового чтения с постепенным
переходом к самостоятельному, осмысленному и уверенному чтению целыми
словами.
10. Формировать навык планировать свои действия в игровой ситуации,
выполнять правила игры.
Развивающие задачи
1.
Развивать у детей фонематический и речевой слух, формировать
ориентировку в звуковой системе языка.
2.
Развивать логическое и образное мышление, зрительное и слуховое
внимание, память, воображение.
3.
Развивать активность и любознательность, желание учиться,
творческие способности детей.
4.
Формировать правильную осанку.
5.
Развивать глазомер.
6.
Подготовить руку к письму.
7.
Развивать моторику пальцев рук.
Воспитательные задачи
1.
Воспитывать интерес к родному языку.
2.
Воспитывать интерес к чтению книг – источнику знаний, к родному
языку.
3

3.
Воспитывать дисциплинированность, организованность, чувства
коллективизма.
4.
Воспитывать выдержку, настойчивость в достижении результатов.
5.
Воспитывать интерес к чтению книг – источнику знаний, к родному
языку.
2.
Ожидаемые результаты
К концу третьего года обучения дети должны знать и уметь:
Чтение:
– строить предложения разных видов;
– составлять короткие рассказы по серии картин;
– находить слова с определенным звуком;
– составлять сказки, пользуясь моделями букв;
– знать пословицы, поговорки, скороговорки;
– уметь разгадывать ребусы, кроссворды;
– членить на слоги двух-, трехсложные слова с открытыми слогами;
– составлять слова из слогов;
– делать звуко-буквенный анализ слов;
– знать и называть все буквы алфавита;
– уметь составлять схемы слов, предложений;
– устанавливать порядок звуков в слове;
– умеют пользоваться слоговыми таблицами; указывают местонахождение
гласных и согласных звуков в прямом и открытом слогах и словах;
– овладевают сознательным, плавным чтением.
Письмо (печатание):
– писать слова и небольшие тексты на листе в клетку;
– выполнять письменные задания у доски;
– списывать с настенной доски слова, предложения;
– осваивать общий темп записи;
– умеют писать заглавные буквы (начало предложения, имена собственные);
– соблюдают пробел между словами;
– умеют определять предложение по интонации (вопросительное,
повествовательное и восклицательное) и ставить в конце предложения
соответствующий знак.
Ожидаемые результаты и способы их проверки. Для проверки
результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют
определить степень усвоения ребенком программных требований,
предъявляемых детям в каждой возрастной группе. Используются
следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также применяются
диагностические методики:

Экспресс-диагностика МЭДИС (“Звуковой анализ слов”, “Усвоение
способа чтения”),

Тест “Школьной зрелости (авторы А.Керн, И. Йирасик),

Методика “Графический диктант” (автор Д.Б.Эльконин)
4


Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет. (автор
Колесникова Е. В.)
3.
Отличительные особенности программы
Содержание программы разработано с учётом преемственности
дошкольного и начального общего образования, предлагает разнообразный
дидактический материал по обучению дошкольников грамоте. На каждом
занятии по обучению грамоте решаются разные взаимосвязанные речевые
задачи: фонетические, лексические, грамматические, а на их основе –
развитие связной речи. В программе реализуется системный, комплексный,
личностный, теоретический подход к развитию детей. Распределение
программного материала соответствует возрастным и психофизиологическим
особенностям детей и реальным требованиям, предъявляемым к
современному обучению грамоте.
Отличительной особенностью дополнительной образовательной программы
«Грамотеи» является комплексное взаимодействие блоков программы, где
присутствует единый игровой сюжет. В программу включены три
неразрывно связанных между собой блока:
1. Блок «Развитие звуко-буквенного анализа»,
2. Блок «Развитие интереса и способностей к чтению»,
3. Блок «Подготовка руки к письму» (штриховки, конструирование букв,
печатание, обучение написанию элементов письменных букв).
В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования,
ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции:
фонематический анализ и синтез, представление, абстрагирование, сравнение
(сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения различных типов слов
между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую структуру, и
т. п.).
В дополнительной образовательной программе «Грамотеи» большое место
занимают нетрадиционные приемы работы: опорное моделированиесоставление моделей слов (из геометрических фигур), предложений (слова –
иллюстрации), составление сказок с использованием моделей букв (буквы –
ассоциации), Л – лиса, В – волк, А – автобус, Р – ракета, К-кот и т. д.,
выявление ассоциаций, которые вызывают образ буквы: Д – похож на домик,
Ж – схожа с жуком, О – напоминает обруч. Модели помогают не только
наглядно представить какой-либо объект, но и модифицировать его,
экспериментировать с ним. Материал, предлагаемый ребенку, имеет
занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий.
Ориентируясь на возрастные особенности дошкольников, в занятия введено
большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации
задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать
свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние
собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у
ребенка развивается умение адекватно оценивать деятельность,
направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников.
5

Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию
активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственноволевых и эстетических качеств личности ребенка.
4. Условия реализации программы
4.1. Краткая характеристика целевой группы потребителей
образовательной услуги
Программа рассчитана на работу с детьми 6-7 лет, посещающие детский сад
(3-ой год обучения). Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Грамотеи» реализуется в течение двух лет.
4.2. Формы и режим занятий
Форма обучения – очная. Основной формой работы с детьми
является групповое занятие, продолжительность которого соответствует
возрастным нормам детей:
– 2-й год обучения – 1 раза в неделю по 30 минут.
Максимальная наполняемость групп 12 детей. Занятия проводятся во второй
половине дня. Занятия проводятся фронтально одновременно со всеми
детьми, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям
расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые
части.
4.3. Календарный учебный график
Возраст

Дата начала
обучения по
программе

Дата окончания
обучения по
программе

Всего
учебных
недель

Количество
учебных
часов

Режим
занятий

6-7 лет

01.10.2025

30.05.2026

32

32

1раз в неделю

5. Учебно-тематический план дополнительной образовательной
программы «Грамотеи» 2 год обучения (6-7 лет)
№
п\п
1.
2.

3.

Название разделов и тем
программы «Грамотеи»
Диагностика
Закрепление понятия
«предложение», как единицы
языкового общения,
составление предложений,
определение порядка слов в
предложении, графическое
обозначение предложения (с
помощью моделей), работа со
схемами предложений.
Знакомство с понятием
гласные йотированные звуки.
Закрепление понятий:
гласные звуки, твердые и
мягкие согласные, парные
(звонкие и глухие) и непарные
согласные, шипящие

Кол-во часов

Теория

Практика

1
2

0
1

1
1

6

2

4

6

4.

5.

6.

7.

8.

согласные; буквы, не
обозначающими звуки (ь, ъ),
сопоставление звуков.
Закрепление понятия
«ударение», деление длинных
слов на слоги.
Обучение звуковому анализу
односложных слов,
двусложных и трехсложных
слов, деление на части,
удобные для звукового
разбора, обозначение звуков в
слове по порядку, подбор слов
к звуковым схемам. Обучение
определению места звука в
трех позициях (в начале,
середине и в конце слова).
Работа с логарифмами,
метаграммами, анаграммами,
ребусами.
Составление сказок с
использованием моделей
букв.
Обучение плавному
слоговому чтению, умению
печатать односложные,
двусложные слова
самостоятельно, трёхсложные
- по образцу, простые
предложения, состоящие из 2
- 3 односложных или
двусложных слов; обучение
чтению слов с открытыми и
закрытыми слогами, со
стечением согласных, с
твёрдыми и мягкими
согласными, с ъ и ь знаками;
Подготовка руки к письму
(работа по разлиновке в
тетради с направляющей:
предметы, узоры, прямые и
наклонные, элементы
письменных букв)
Повторение пройденного
материала.

7

2

5

2

0

2

6

1

5

4

0

4

2

0

2

32

6

26

7

6.
Календарно-тематическое планирование образовательной
программы «Грамотеи» 2 год обучения (6-7 лет)
№
занятия
п\п
1

Неделя

2

2-я

3

3-я

4

4-я

1-я

Раздел, тема, содержание занятия

Количество часов
Всего теория практика

Раздел 1 Введение в образовательную
1
программу. Диагностика
Раздел 2 Предложение-единица речевого общения
Закрепление понятия «предложение», как
1
единицы языкового общения,
составление предложений, определение
порядка слов в предложении,
графическое обозначение предложения (с
помощью моделей), работа со схемами
предложений, чтение коротких
предложений. Дидактические
упражнения «Сколько слов в
предложении?», «Назови слова по
порядку». Пальчиковая гимнастика,
графическое упражнение. Прописи
«Палочки и крючочки»
Одушевленные и неодушевленные
1
предметы. (Кто? Что?). Графическое
обозначение слов (с помощью моделей).
Составление предложений, определение
порядка слов в предложении,
графическое обозначение предложения (с
помощью моделей), работа со схемами
предложений. Дидактические
упражнения «Сколько слов в
предложении?», «Назови слова по
порядку», «Нарисуй схему
предложения», «Слова, встаньте по
порядку!» Пальчиковая гимнастика,
графическое упражнение. Прописи
«Элементы письменных букв»
Раздел 5 Звуки и буквы
Закрепление понятий «звук», «буква»,
1
«гласный звук», «согласный звук».
Закрепление букв А, О, У, Э, Ы, М, С.
Чтение и составление слогов, слов по
разрезной азбуке. Выкладывание слов,
закрепление представлений о гласных
звуках, обозначающих твердость
согласных (А, О, У, Э, Ы).
Дифференциация заданного звука в
слове, место звука в слове. Обозначение
звуков в слове по порядку, подбор слов к
звуковым схемам. Предложение. Деление
предложения на слова. Дидактические

0

1

0.5

0.5

0,5

0,5

0,5

0,5

8

5-6

5-я-6-я

7

7-я

8

8-я

9

9-я

упражнения «Выбери предметы», «Где
спрятался звук?», «Синий квадрат»,
«Буквы поменялись местами».
Пальчиковая гимнастика. Графическое
упражнение. Прописи «Палочки и
крючочки»
Закрепление знаний о гласных звуках,
обозначающими мягкость согласных (Я,
Е, Ю, Ё, И). Дифференциация заданного
звука в слове, место звука в слове.
Обучение звуковому анализу
односложных слов, деление на части,
удобные для звукового разбора,
обозначение звуков в слове по порядку,
подбор слов к звуковым схемам
Дидактические упражнения «Выбери
предметы», «Где спрятался звук?»,
«Синий и зеленый квадрат», «Раздели на
слоги», «Прочитай и допиши правильно».
Пальчиковая гимнастика. Графическое
упражнение. Прописи «Элементы
письменных букв»
Знакомство с гласными йотированными
звуками (Я, Ю, Е, Ё). Дифференциация
заданного звука в слоге и слове, место
звука в слове. Деление слов на слоги,
обозначение слогов с помощью моделей,
словоизменения. Чтение слов, коротких
предложений. Обучение звуковому
анализу слов с йотированными звуками
(Я, Ю, Е, Ё). Дидактические упражнения
«Назови слова», «Буквы поменялись
местами». Пальчиковая гимнастика.
Графическое упражнение. Прописи
«Палочки и крючочки»
Закрепление знаний о согласных звуках
[х], [р], звонких и глухих согласных
звуках, о буквах «Х», «Р». Заглавные
буквы, слова с этими буквами. Написание
больших букв в именах, начале
предложений. Чтение слов, коротких
предложений. Дифференциация
заданного звука в слоге и слове, место
звука в слове. Деление слов на слоги,
обозначение слогов с помощью моделей,
словоизменения. Звуковой анализ слов.
Дидактические упражнения «Назови
слова», «Буквы рассыпались».
Пальчиковая гимнастика. Графическое
упражнение. Прописи «Элементы
письменных букв»
Закрепление знаний о согласном звуке

2

1

1

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0

1
9

10

10-я

11

11-я

12

12-я

[ш], о звонких и глухих согласных
звуках, о букве «Ш», дифференциация
звуков [с-ш]. Чтение слов, коротких
предложений. Дифференциация
заданного звука в слоге и слове, место
звука в слове. Деление слов на слоги,
обозначение слогов с помощью моделей,
словоизменения. Обучение словесному
ударению, определение его место в
словах. Звуковой анализ слов.
Дидактические упражнения «Назови
слова», «Буквы потерялись».
Пальчиковая гимнастика. Графическое
упражнение. Прописи «Палочки и
крючочки»
Закрепление знаний о гласном звуке [ы],
о букве «Ы». Чтение слов, коротких
предложений. Дифференциация
заданного звука в слове, место звука в
слове. Деление слов на слоги,
обозначение слогов с помощью моделей.
Звуковой анализ слов. Точка.
Повествовательное предложение.
Закрепление написания больших букв в
именах, начале предложений. Схема
предложений. Составление предложений,
определение порядка слов в
предложении, графическое обозначение
предложения (с помощью моделей),
работа со схемами предложений.
Дидактические упражнения «Назови
слова», «Буквы потерялись», «Назови
слова по порядку», «Нарисуй схему
предложения». Графическое
упражнение. Прописи «Элементы
письменных букв»
Закрепление знаний о согласном звуке
[л], о букве «Л», дифференциация звуков
[л-р], чтение коротких текстов.
Дифференциация заданного звука в
слове, место звука в слове. Обучение
словесному ударению, определение его
место в словах. Звуковой анализ слов.
Дидактические упражнения «Придумай
слово», «Собери слово», «Квадратикипомощники», «Раздели на слоги».
Пальчиковая гимнастика. Графическое
упражнение. Прописи «Палочки и
крючочки»
Закрепление знаний о согласных звуках
[н], [к], о буквах «Н», «К», чтение
коротких текстов. Обучение словесному

1

0,5

0,5

1

0

1

1

0

1

10

13

13-я

14

14-я

15

15-я

ударению, определение его место в
словах, словоизменения. Звуковой
анализ слов. Дидактические упражнения
«Назови слова», «Прочитай слоги и
запиши», «Синие и красные квадратики».
Пальчиковая гимнастика. Графическое
упражнение. Прописи «Элементы
письменных букв»
Закрепление знаний о согласном звуке
[т], о звонких и глухих согласных звуках,
о букве «Т», чтение коротких текстов.
Обучение словесному ударению,
определение его место в словах,
словоизменения. Звуковой анализ слов.
Вопросительные предложения.
Вопросительный знак. Составление
предложений, определение порядка слов
в предложении, графическое обозначение
предложения (с помощью моделей),
работа со схемами предложений.
Дидактические упражнения «Выбери
предметы», «Допиши предложение»,
«Нарисуй схему предложения», «Слова,
встаньте по порядку!» Пальчиковая
гимнастика. Графическое упражнение.
Прописи «Палочки и крючочки»
Закрепление знаний о гласном звуке [и],
о букве «И», чтение коротких текстов.
Число и род существительных (он, она,
оно, они). Словесное ударение,
определение его место в словах. Звуковой
анализ слов. Вопросительные
предложения. Работа со схемами
предложений. Дидактические
упражнения «Чем отличаются слова?»,
«Твердый, как лед, мягкий, как трава»,
«Раздели на слоги», «Красный, синий,
зеленый», «Нарисуй схему
предложения», «Подбери подходящие
слова». Разгадывание ребуса.
Пальчиковая гимнастика. Графическое
упражнение. Прописи «Элементы
письменных букв»
Закрепление знаний о согласном звуке
[п], о звонких и глухих согласных звуках,
о букве «П», чтение коротких текстов.
Словесное ударение, определение его
место в словах, обозначение в схеме
слова, словоизменения. Звуковой анализ
слов. Работа со схемами предложений.
Дидактические упражнения «Соедини
правильно», «Прочитай слоги и запиши»,

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0

1

11

16

16-я

17

17-я

18

18-я

19

19-я

«Раздели на слоги», «Синие и красные
квадратики». Пальчиковая гимнастика.
Графическое упражнение. Прописи
«Палочки и крючочки»
Закрепление знаний о согласном звуке
[з], о букве «З», о парных звонких и
глухих согласных, дифференциация
звуков [з-с], чтение коротких текстов.
Дифференциация заданного звука в
слове, место звука в слове,
словоизменения. Словесное ударение,
определение его место в словах,
обозначение в схеме слова. Звуковой
анализ слов. Дидактические упражнения
«Выбери предметы», «Красный, синий,
зеленый», ребус «Новое слово».
Пальчиковая гимнастика. Графическое
упражнение. Прописи «Элементы
письменных букв»
Закрепление знаний о согласном звуке
[й], о букве «Й», чтение коротких
текстов. Дифференциация заданного
звука в слове, место звука в слове,
словоизменения. Словесное ударение,
определение его место в словах,
обозначение в схеме слова. Звуковой
анализ слов. Работа со схемами
предложений. Дидактические
упражнения «Лишний предмет»,
«Твердый, как лед, мягкий, как трава»,
«Нарисуй схему предложения», «Слова,
встаньте по порядку!». Пальчиковая
гимнастика. Графическое упражнение.
Прописи «Палочки и крючочки»
Закрепление знаний о согласном звуке
[г], о букве «Г», о парных звонких и
глухих согласных, дифференциация
звуков [г-к], чтение коротких текстов.
Дифференциация заданного звука в
слове, место звука в слове,
словоизменения. Словесное ударение,
определение его место в словах,
обозначение в схеме слова. Звуковой
анализ слов. Дидактические упражнения
«Буквы рассыпались», «Раздели на
слоги», «Красный, синий, зеленый»,
ребус «Новое слово». Пальчиковая
гимнастика. Графическое упражнение.
Прописи «Элементы письменных букв»
Закрепление знаний о согласных звуках
[в], [д], о парных звонких и глухих
согласных, с буквами «В», «Д»,

1

0,5

0,5

1

0

1

1

0

1

1

0

1

12

20

20-я

21

21-я

22

22-я

дифференциация звуков [д-т], чтение
коротких текстов. Дифференциация
заданного звука в слове, место звука в
слове, словоизменения. Звуковой анализ
слов, обозначение ударения.
Дидактические упражнения «Выбери
предмет», «Буквы рассыпались»,
«Раздели на слоги», «Красный, синий,
зеленый». Пальчиковая гимнастика.
Графическое упражнение. Прописи
«Палочки и крючочки»
Закрепление знаний о согласном звуке
[б], с буквой «Б», о парных звонких и
глухих согласных, дифференциация
звуков [б-п], чтение коротких текстов.
Дифференциация заданного звука в
слове, место звука в слове,
словоизменения. Звуковой анализ слов,
обозначение ударения. Работа со схемами
предложений. Закрепление написания
больших букв в именах, начале
предложений. Дидактические
упражнения «Прочитай и допиши
правильно», «Нарисуй схему
предложения», «Слова, встаньте по
порядку!», ребус «Новое слово».
Пальчиковая гимнастика. Графическое
упражнение. Прописи «Элементы
письменных букв»
Закрепление знаний о согласном звуке
[ж], о букве «Ж», дифференциация
звуков [ж-з], чтение коротких текстов.
Дифференциация заданного звука в
слове, место звука в слове,
словоизменения. Звуковой анализ слов,
обозначение ударения. Дидактические
упражнения «Буквы рассыпались»,
разгадывание ребуса. Пальчиковая
гимнастика. Графическое упражнение.
Прописи «Палочки и крючочки»
Закрепление знаний о буквах «Е», «Ё»,
«Я», «Ю», обозначающих два звука,
чтение коротких текстов с интонацией,
паузами, ударениями.
Дифференциация заданного звука в
слове, место звука в слове. Звуковой
анализ слов, обозначение ударения.
Работа со схемами предложений.
Закрепление написания больших букв в
именах, начале предложений.
Дидактические упражнения «Лишний
предмет», «Твердый, как лед, мягкий, как

1

0

1

1

0

1

1

0.5

0,5

13

23

23-я

24

24-я

25

25-я

26

26-я

трава», «Нарисуй схему предложения».
Пальчиковая гимнастика. Графическое
упражнение. Прописи «Элементы
письменных букв»
Закрепление знаний о печатном знаке,
буквой «Ь», чтение коротких текстов с
интонацией, паузами, ударениями.
Звуковой анализ слов, обозначение
ударения. Повествовательные,
вопросительные и восклицательные
предложения. Работа со схемами
предложений. Дидактические
упражнения «Соедини правильно»,
«Буквы поменялись местами», «Нарисуй
схему предложения», «Слова, встаньте по
порядку!». Пальчиковая гимнастика.
Графическое упражнение. Прописи
«Палочки и крючочки»
Составление сказки с использованием
моделей букв (буквы – ассоциации), Л –
лиса, В – волк, А – автобус, Р – ракета, Ккот и т. д. Чтение коротких текстов с
интонацией, паузами, ударениями.
Звуковой анализ слов, обозначение
ударения. Повествовательные,
вопросительные и восклицательные
предложения. Работа со схемами
предложений.
Пальчиковая гимнастика. Графическое
упражнение. Прописи «Элементы
письменных букв»
Закрепление знаний о согласном звуке
[ч], о букве «Ч», дифференциация звуков
[ч-с-ш], [ч-ть], чтение коротких текстов с
интонацией, паузами, ударениями.
Дифференциация заданного звука в
слове, место звука в слове. Звуковой
анализ слов, обозначение ударения.
Дидактические упражнения «Где
спрятался звук?», «Собери слова из
букв», «Цепочка слов». Пальчиковая
гимнастика. Графическое упражнение.
Прописи «Палочки и крючочки»
Составление сказки с использованием
моделей букв (буквы – ассоциации),
использование ассоциаций, которые
вызывают образ буквы: Д – похож на
домик, Ж – схожа с жуком, О –
напоминает обруч. Чтение коротких
текстов с интонацией, паузами,
ударениями. Звуковой анализ слов,
обозначение ударения.

1

0,5

0,5

1

0

1

1

0

1

1

0

1

14

27

27-я

28

28-я

29

29-я

30

30-я

Повествовательные, вопросительные и
восклицательные предложения. Работа со
схемами предложений.
Пальчиковая гимнастика. Графическое
упражнение. Прописи «Элементы
письменных букв»
Закрепление знаний о согласном звуке
[ц], о букве «Ц», дифференциация звуков
[ц-ч], [ц-с], чтение коротких текстов с
интонацией, паузами, ударениями.
Дифференциация заданного звука в
слове, место звука в слове. Звуковой
анализ слов, обозначение ударения.
Дидактические упражнения «Лишний
предмет», «Где спрятался звук?»,
«Путаница». Пальчиковая гимнастика.
Графическое упражнение. Прописи
«Палочки и крючочки»
Закрепление знаний о согласном звуке
[ф], о букве «Ф», чтение коротких
текстов с интонацией, паузами,
ударениями. Дифференциация заданного
звука в слове, место звука в слове.
Звуковой анализ слов, обозначение
ударения. Работа со схемами
предложений. Закрепление написания
больших букв в именах, начале
предложений. Дидактические
упражнения «Лишний предмет», «Где
спрятался звук?», «Буквы рассыпались»,
«Цепочка слов», «Сколько слов в
предложении?», «Назови слова по
порядку», «Нарисуй схему
предложения». Пальчиковая гимнастика.
Графическое упражнение. Прописи
«Элементы письменных букв»
Закрепление знаний о согласном звуке
[щ], о букве «Щ», дифференциация
звуков [щ-с], [щ-ч], чтение коротких
текстов с интонацией, паузами,
ударениями. Дифференциация заданного
звука в слове, место звука в слове.
Звуковой анализ слов, обозначение
ударения. Дидактические упражнения
«Лишний предмет», «Где спрятался
звук?», «Буквы рассыпались»,
«Путаница». Пальчиковая гимнастика.
Графическое упражнение.
Прописи «Палочки и крючочки»
Закрепление знаний о печатном знаке,
буквой «Ъ», чтение коротких текстов с
интонацией, паузами, ударениями.

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

15

31

31-я

32

32-я

Звуковой анализ слов, обозначение
ударения. Повествовательные,
вопросительные и восклицательные
предложения. Работа со схемами
предложений. Дидактические
упражнения «Выбери предмет», «Буквы
рассыпались», «Назови слова по
заданной модели», «Сколько слов в
предложении?», «Назови слова по
порядку», «Нарисуй схему
предложения». Пальчиковая гимнастика.
Графическое упражнение. Прописи
«Элементы письменных букв»
Тема «Скоро в школу». Разгадывание
ребусов.
Разгадывание кроссвордов.
Чтение стихотворений и пословиц о
школе, игровое упражнение «Соедини
правильно», чтение вопросов и
написание ответов на них.
Пальчиковая гимнастика. Графическое
упражнение. Прописи «Элементы
письменных букв»
Повторение пройденного материала.
Диагностика.

1

0

1

1

0

1

32

6

26

7.
Содержание обучения
В процессе реализации программы у ребенка формируются:

Способности и интерес к чтению.

Универсальные предпосылки учебных действий с учетом предметного
содержания, а именно:
Личностные –умение соотносить поступки, события с принятыми
этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить
нравственный аспект поведения. Дети знакомятся с пословицами,
поговорками, им объясняется смысл, прививается умение делать
самостоятельные выводы.
Регулятивные - обеспечивающие организацию каждым ребенком своего
рабочего места, понимание учебной задачи, ее самостоятельное решение, а
также у детей формируются навыки самоконтроля и самооценки.
Познавательные–позволяющие ребенку произвольно строить высказывания
и самостоятельно выбирать эффективный способ выполнения работы.
Логические:
- анализ и синтез слов с целью выделения фонетических признаков
(количество звуков в слове, их характеристика, количество слов в
предложении);
- установление причинно- следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
16

- знаково-символическое моделирование.
Коммуникативные- дети учатся вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении учебно-игровых задач, интегрироваться в группу
сверстников и продуктивно с ними сотрудничать.
В сценарии каждой темы программы решается задача подготовки руки
ребенка к письму на уровне возрастных возможностей, что включает в себя:
- развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
-развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);
- формирование графических навыков
Структура занятий
1. Организационный момент. ( Дидактическое упражнение на развитие
внимания, памяти, динамического праксиса рук, на формирование
пространственно-временных представлений).
2. Знакомство со звуком. (Название, артикуляция, характеристика, символ
звука).
3. Дидактические игры на развитие фонематического восприятия.
(Выделение данного звука из ряда других звуков, слогов, слов).
4. Знакомство с буквой. ( Название, графическое изображение, игры с
буквой).
5. Звуко-буквенный анализ слов. Выкладывание схемы слов с помощью
цветовых символов.
6. Физкультминутка.
7. Индивидуальная работа детей с разрезными азбуками. Составление
слогов, слов из букв, чтение.
8. Составление предложений, определение порядка слов в предложении,
графическое обозначение предложения (с помощью моделей), работа со
схемами предложений.
9. Подготовка руки к письму, штриховки, прописи.
10. Итог занятия. (''С чем мы сегодня познакомились на занятии?'', '' Что
больше всего понравилось?''). Отмечать работу всех и каждого ребенка в
отдельности только с положительной стороны.
Примечание:1. Структура занятий может изменяться в зависимости от
материала.
8.
Формы и методы проведения занятий
Методы обучения: наглядный, проблемно-поисковый, исследовательский,
словесный, практический, объяснительно-иллюстративный, игровой.
Дидактические игры широко используются в обучении детей как средство
обогащения, закрепления, уточнения знаний об окружающем мире.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Формы организации учебного занятия: занятия, беседы, различные виды игр,
конкурсы, викторины, работа с родителями, индивидуальная работа,
тестирование, КВНы, соревнования, открытые занятия.
Педагогические технологии: технология группового обучения, технология
развивающего обучения, технология проблемного изучения, технология
17

игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология
коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.
Формы работы с родителями:
• ознакомление родителей с учебно-образовательной программой;
• консультационная работа – индивидуальная, групповая;
• беседы с родителями об успехах их детей;
• проведение родительских собраний;
• проведение открытых занятий и воспитательных мероприятий с
привлечением родителей;
• проведение практикумов и др.;
• разработка памяток для родителей;
• анкетирование родителей с целью познания особенностей ребёнка и его
способностей
9.
Список литературы
1. Быкова И. А. «Обучение детей грамоте в игровой форме: методическое
пособие»- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.
2. Бурдина С. В. Изучаем грамоту. Тетрадь с заданиями для развития
детей. Часть 1, 2. - Киров: «Дом печати – ВЯТКА», 2018.
3. Беляева Т. И. Школа для дошколят. Прописи. Палочки и крючочки. –
М.: РОСМЕН, 2016,
4. Беляева Т. И. Школа для дошколят. Тренируем руку. Штриховка.
Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЕН, 2013.
5. Дурова Н.В «Игры и упражнения на развитие фонетикофонематического восприятия»- М «Школьная пресса» 2010
6. Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие– М. : Эксмо; Изд-во ЛИТУР,
2014. – 96с
7. Колесникова Е. В. Звуки и буквы. Учебно-методическое пособие к
демонстрационному материалу «Звуки и буквы» для занятий с детьми
5-7 лет.- М.: ЮВЕНТА, 2016.
8. Колесникова Е. В. Звуки и буквы. Демонстрационный материал «Звуки
и буквы» для занятий с детьми 5-7 лет.- М.: ЮВЕНТА, 2016.
9. Колесникова Е. В. Предмет, слово, схема. Рабочая тетрадь для детей 57 лет.- М.: ЮВЕНТА, 2017.
10. Колесникова Е. В. Веселая грамматика для детей 5-7 лет. Рабочая
тетрадь.- М.: ЮВЕНТА, 2008.
11. Маханева М. Д., Гоголева Н. А., Цыбирева Л. В. «Обучение грамоте
детей 5-7 лет» Методическое пособие – М.: «ТЦ СФЕРА», 2020.
12. Маханева М. Д., Гоголева Н. А., Цыбирева Л. В. «Я учу звуки и
буквы» Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет– М.: «ТЦ СФЕРА», 2020.
13. Тумакова Г.А. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом».М.:Просвещение,1991.
14. Цуканова С.П, Бетц Л.Л «Учим ребёнка говорить и читать»-М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2010
18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».